Иностранные студенты и миграция: от жизненной стратегии к социальному потребительству
- Authors: 1, 1
-
Affiliations:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Issue: Vol 2 (2025)
- Pages: 37-38
- Section: ЧАСТЬ II. Политология
- Submitted: 26.05.2025
- Accepted: 20.06.2025
- Published: 06.11.2025
- URL: https://consilium.orscience.ru/osnk-sr2025/article/view/680746
- ID: 680746
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. Уже длительное время академическая мобильность является значимым элементом конкурентоспособности среди университетов как внутри страны, так и на мировой арене. Международные университетские рейтинги определяют эталоны и тенденции развития современных вузов, к которым стремятся образовательные учреждения всего мира. Именно поэтому один из показателей оценки эффективности российских вузов включает долю иностранных студентов в общем числе обучающихся, введенный Министерством образования и науки РФ начиная с 2012 года.
Цель — проанализировать миграцию иностранных студентов, выявив ее особенности, включая влияние образовательных мотивов и долгосрочных жизненных планов на их мобильность.
Методы. Исследование сочетает качественные и количественные методы, что позволяет авторам сделать выводы о тенденциях образовательной миграции и ее связи с социально-экономическими процессами.
Результаты. Учебная миграция — добровольное временное переселение с целью получения образования в рамках определенных возрастных критериев [6]. Ее субъектами выступают лица, перемещающиеся для обучения в зарубежных вузах [3]. Данная форма миграции предоставляет молодежи доступ к передовым образовательным технологиям, международному опыту и перспективам трудоустройства, играя ключевую роль в профессиональном и личностном самоопределении. Она способствует притоку квалифицированных кадров, культурному обмену и развитию высшего образования, выступая инструментом мягкой силы. В рамках Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019–2025 годы предусмотрено удвоение числа иностранных студентов и меры по их трудоустройству [5].
В ходе исследования был проведен опрос, в котором приняли участие студенты Самарского университета различных курсов, прибывшие из 10 стран мира. Студенты ответили на восемь вопросов, касающихся темы образовательной миграции. Наиболее распространенной причиной выбора Самарского университета для обучения оказались личные обстоятельства. Осведомленность иностранных студентов о льготах распределяется следующим образом: 42,1 % знают о льготах, но не используют их, однако столько же, т. е. 42,1 %, не информированы о них. Лишь 15,8 % осведомлены и активно пользуются льготами. Основными причинами низкой вовлеченности являются дефицит информации, сложности оформления, ограниченный доступ, низкая оценка пользы и недоверие к государственным услугам.
В социологии жизненные стратегии определяются как долгосрочная система социальных ориентиров, включающая потребности, цели, ценности и ресурсы, определяющие активность индивида. Среди молодежи они проявляются в ответственности за свою жизнь, осмысленности выбора, четких приоритетах и конкретных целях [1]. Кроме того, важно отметить, что после обучения в Самарском университете 68,4 % респондентов планируют остаться в России, аргументируя это перспективами трудоустройства и приемлемым уровнем жизни. Среди них 84,6 % выразили готовность к получению российского гражданства. Таким образом, жизненные стратегии большинства иностранных студентов Самарского государственного университета ориентированы на долгосрочное пребывание в России.
Выводы. Академическая мобильность — ключевой фактор конкурентоспособности университетов на национальном и мировом уровнях. Международные рейтинги задают стандарты, которым стремятся соответствовать вузы, включая показатель доли иностранных студентов. Миграция студентов обусловлена не только образовательными целями, но и стратегиями жизненного пути, открывая доступ к культурному и профессиональному капиталу [4]. В условиях глобализации образование становится инструментом потребления социальных благ принимающего общества. Таким образом, студенческая миграция отражает изменения в глобальной образовательной политике и адаптацию индивидов к новым реалиям [1].
На примере Самарского университета исследование показало, что основным мотивом образовательной миграции для иностранных студентов являются личные обстоятельства, а не системные факторы вроде льгот или государственной поддержки. Более того, жизненные ориентиры иностранных студентов Самарского университета демонстрируют их нацеленность на закрепление в России, несмотря на существующие административные и информационные барьеры.
Keywords
Full Text
Обоснование. Уже длительное время академическая мобильность является значимым элементом конкурентоспособности среди университетов как внутри страны, так и на мировой арене. Международные университетские рейтинги определяют эталоны и тенденции развития современных вузов, к которым стремятся образовательные учреждения всего мира. Именно поэтому один из показателей оценки эффективности российских вузов включает долю иностранных студентов в общем числе обучающихся, введенный Министерством образования и науки РФ начиная с 2012 года.
Цель — проанализировать миграцию иностранных студентов, выявив ее особенности, включая влияние образовательных мотивов и долгосрочных жизненных планов на их мобильность.
Методы. Исследование сочетает качественные и количественные методы, что позволяет авторам сделать выводы о тенденциях образовательной миграции и ее связи с социально-экономическими процессами.
Результаты. Учебная миграция — добровольное временное переселение с целью получения образования в рамках определенных возрастных критериев [6]. Ее субъектами выступают лица, перемещающиеся для обучения в зарубежных вузах [3]. Данная форма миграции предоставляет молодежи доступ к передовым образовательным технологиям, международному опыту и перспективам трудоустройства, играя ключевую роль в профессиональном и личностном самоопределении. Она способствует притоку квалифицированных кадров, культурному обмену и развитию высшего образования, выступая инструментом мягкой силы. В рамках Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019–2025 годы предусмотрено удвоение числа иностранных студентов и меры по их трудоустройству [5].
В ходе исследования был проведен опрос, в котором приняли участие студенты Самарского университета различных курсов, прибывшие из 10 стран мира. Студенты ответили на восемь вопросов, касающихся темы образовательной миграции. Наиболее распространенной причиной выбора Самарского университета для обучения оказались личные обстоятельства. Осведомленность иностранных студентов о льготах распределяется следующим образом: 42,1 % знают о льготах, но не используют их, однако столько же, т. е. 42,1 %, не информированы о них. Лишь 15,8 % осведомлены и активно пользуются льготами. Основными причинами низкой вовлеченности являются дефицит информации, сложности оформления, ограниченный доступ, низкая оценка пользы и недоверие к государственным услугам.
В социологии жизненные стратегии определяются как долгосрочная система социальных ориентиров, включающая потребности, цели, ценности и ресурсы, определяющие активность индивида. Среди молодежи они проявляются в ответственности за свою жизнь, осмысленности выбора, четких приоритетах и конкретных целях [1]. Кроме того, важно отметить, что после обучения в Самарском университете 68,4 % респондентов планируют остаться в России, аргументируя это перспективами трудоустройства и приемлемым уровнем жизни. Среди них 84,6 % выразили готовность к получению российского гражданства. Таким образом, жизненные стратегии большинства иностранных студентов Самарского государственного университета ориентированы на долгосрочное пребывание в России.
Выводы. Академическая мобильность — ключевой фактор конкурентоспособности университетов на национальном и мировом уровнях. Международные рейтинги задают стандарты, которым стремятся соответствовать вузы, включая показатель доли иностранных студентов. Миграция студентов обусловлена не только образовательными целями, но и стратегиями жизненного пути, открывая доступ к культурному и профессиональному капиталу [4]. В условиях глобализации образование становится инструментом потребления социальных благ принимающего общества. Таким образом, студенческая миграция отражает изменения в глобальной образовательной политике и адаптацию индивидов к новым реалиям [1].
На примере Самарского университета исследование показало, что основным мотивом образовательной миграции для иностранных студентов являются личные обстоятельства, а не системные факторы вроде льгот или государственной поддержки. Более того, жизненные ориентиры иностранных студентов Самарского университета демонстрируют их нацеленность на закрепление в России, несмотря на существующие административные и информационные барьеры.
About the authors
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Email: vidyyaskina@mail.ru
студентка, группа 5301-410305D, исторический факультет
Russian Federation, СамараСамарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Author for correspondence.
Email: samgts163@yandex.ru
студентка, группа 5302-390301D, социологический факультет
Russian Federation, СамараReferences
- Вахтель Л.В., Анисимова Т.И. Исследование жизненных стратегий личности студентов на разных этапах обучения // Акмеология. 2016. № 1(57). C. 96–102. EDN: VTNLUF
- Вершинина И.А., Курбанов А.Р., Панич Н.А. Иностранные студенты в России: особенности мотивации и адаптации // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 6(106). C. 94–102. EDN: XGTBHX
- Мухаметшина Н.С., Костюкова Е.И., Паренькова О.Р. Социальная адаптация иностранных студентов: опыт российских вузов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Исторические науки. 2021. Т. 3, № 4(12). С. 44–51. doi: 10.37313/2658-4816-2021-3-4-44-51 EDN: JPHEYD
- Семенова Я.Г. Вопросы адаптации иностранных студентов к условиям жизни и обучения в российских вузах // Вестник науки и образования. 2018. Т. 2, № 5(41). С. 62–66. EDN: XNMTHN
- Тошпулотов А.А., Сурина Е.А., Матвеева И.В., и др. Образовательная миграция и ее причины: теоретический анализ // Теоретическая экономика. 2024. № 10(118). С. 85–93. doi: 10.52957/2221-3260-2024-10-85-93 EDN: EKOAUF
- Трофимов Е.А. Особенности учебной миграции в условиях глобализации. В кн.: Тенденции и проблемы в экономике России: теоретические и практические аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. В.П. Гореева, Л.В. Саниной. Иркутск: Байкальский государственный университет, 2017. С. 219–224. EDN: ZBXWRV
Supplementary files



