Языковая специфика авторских сказок для детей дошкольного возраста

封面

如何引用文章

全文:

详细

Обоснование. Актуальность настоящего исследования определяется фундаментальной ролью сказки в когнитивном, эмоциональном и речевом развитии ребенка дошкольного возраста. Авторская сказка, как особый жанр, не только знакомит с миром и морально-этическими нормами, но и влияет на формирование языковой картины мира, коммуникативных способностей и психики ребенка. Несмотря на существующие исследования, языковая специфика современных авторских сказок для разных групп дошкольников и арсенал их средств речевого воздействия требуют детального изучения. Понимание этих особенностей важно для филологов, педагогов, психологов и авторов детской литературы.

Цели — выявление и описание языковой специфики современных авторских сказок для детей дошкольного возраста (3–7 лет).

Методы. Исследование сочетает теоретический анализ научной литературы (детская литература, лингвистика, возрастная психология) и контент-анализ около 300 современных авторских сказок для младших и старших дошкольников. Анализ проводился на лексическом (словарный состав, тропы), словообразовательном (модели, суффиксы, окказионализмы), морфологическом (части речи, звукоподражания) и синтаксическом (типы предложений, конструкции) уровнях.

Результаты. Анализ языкового материала показал существенные различия в языковой организации авторских сказок, ориентированных на детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Для сказок, адресованных младшим дошкольникам (3–5 лет), характерны конкретная, знакомая лексика (ближайшее окружение, предметы быта, названия домашних животных), слова в прямом значении и лексические повторы. В словообразовании преобладают уменьшительно-ласкательные суффиксы (например, кроватка). Морфологический уровень отмечен использованием звукоподражательных слов (например, бум-бум). Синтаксис отличается простыми, короткими предложениями, часто рифмованными, редкими и простыми диалогами, а также четко выраженной моралью в финале.

В сказках для старших дошкольников (5–7 лет) язык усложняется. Наблюдается более широкий словарный состав сказок, включающий абстрактные понятия, экзотизмы и незнакомые слова. Активно используются средства выразительности, такие как олицетворения («солнце укутывалось»), эпитеты («ворчливая метель»), метафоры («страх заполонил комнату»), а также лексемы, обозначающие эмоциональные состояния, часто в оппозиции (например, страх — смелость). В словообразовании встречаются авторские неологизмы (например, страшикулины, боюська). Морфологический уровень характеризуется более разнообразным использованием частей речи и междометий. Синтаксис становится сложнее за счет использования сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов, рядов однородных членов и активных диалогов между тремя и более лицами. Сказка может включать элементы рассуждения, стихи или песни, а финал часто содержит открытые вопросы или выводы, побуждающие к размышлению.

Выводы. Проведенное исследование подтвердило наличие языковой специфики авторских сказок для детей разных этапов дошкольного возраста, связанной с их психологическими особенностями. Авторы адаптируют языковые средства на всех уровнях для доступности и эффективности воздействия. Для младшей группы характерны простота, конкретность, эмоциональность и дидактизм. Для старшей — усложнение языковой палитры, образность, проблемность и диалогичность, что способствует развитию мышления, воображения и коммуникативных компетенций. Понимание этих особенностей важно для создания качественной детской литературы.

全文:

Обоснование. Актуальность настоящего исследования определяется фундаментальной ролью сказки в когнитивном, эмоциональном и речевом развитии ребенка дошкольного возраста. Авторская сказка, как особый жанр, не только знакомит с миром и морально-этическими нормами, но и влияет на формирование языковой картины мира, коммуникативных способностей и психики ребенка. Несмотря на существующие исследования, языковая специфика современных авторских сказок для разных групп дошкольников и арсенал их средств речевого воздействия требуют детального изучения. Понимание этих особенностей важно для филологов, педагогов, психологов и авторов детской литературы.

Цели — выявление и описание языковой специфики современных авторских сказок для детей дошкольного возраста (3–7 лет).

Методы. Исследование сочетает теоретический анализ научной литературы (детская литература, лингвистика, возрастная психология) и контент-анализ около 300 современных авторских сказок для младших и старших дошкольников. Анализ проводился на лексическом (словарный состав, тропы), словообразовательном (модели, суффиксы, окказионализмы), морфологическом (части речи, звукоподражания) и синтаксическом (типы предложений, конструкции) уровнях.

Результаты. Анализ языкового материала показал существенные различия в языковой организации авторских сказок, ориентированных на детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Для сказок, адресованных младшим дошкольникам (3–5 лет), характерны конкретная, знакомая лексика (ближайшее окружение, предметы быта, названия домашних животных), слова в прямом значении и лексические повторы. В словообразовании преобладают уменьшительно-ласкательные суффиксы (например, кроватка). Морфологический уровень отмечен использованием звукоподражательных слов (например, бум-бум). Синтаксис отличается простыми, короткими предложениями, часто рифмованными, редкими и простыми диалогами, а также четко выраженной моралью в финале.

В сказках для старших дошкольников (5–7 лет) язык усложняется. Наблюдается более широкий словарный состав сказок, включающий абстрактные понятия, экзотизмы и незнакомые слова. Активно используются средства выразительности, такие как олицетворения («солнце укутывалось»), эпитеты («ворчливая метель»), метафоры («страх заполонил комнату»), а также лексемы, обозначающие эмоциональные состояния, часто в оппозиции (например, страх — смелость). В словообразовании встречаются авторские неологизмы (например, страшикулины, боюська). Морфологический уровень характеризуется более разнообразным использованием частей речи и междометий. Синтаксис становится сложнее за счет использования сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов, рядов однородных членов и активных диалогов между тремя и более лицами. Сказка может включать элементы рассуждения, стихи или песни, а финал часто содержит открытые вопросы или выводы, побуждающие к размышлению.

Выводы. Проведенное исследование подтвердило наличие языковой специфики авторских сказок для детей разных этапов дошкольного возраста, связанной с их психологическими особенностями. Авторы адаптируют языковые средства на всех уровнях для доступности и эффективности воздействия. Для младшей группы характерны простота, конкретность, эмоциональность и дидактизм. Для старшей — усложнение языковой палитры, образность, проблемность и диалогичность, что способствует развитию мышления, воображения и коммуникативных компетенций. Понимание этих особенностей важно для создания качественной детской литературы.

×

作者简介

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

编辑信件的主要联系方式.
Email: tanaborisova3326@gmail.com

студентка, группа 5472-450301D, факультет филологии и журналистики

Самара

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

版权所有 © Борисова Т.М., 2025

Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名 4.0国际许可协议的许可