Языковая специфика авторских сказок для детей дошкольного возраста
- 作者: 1
-
隶属关系:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- 期: 卷 2 (2025)
- 页面: 118-119
- 栏目: ЧАСТЬ II. Русское языкознание и теория языка
- ##submission.dateSubmitted##: 26.05.2025
- ##submission.dateAccepted##: 20.06.2025
- ##submission.datePublished##: 06.11.2025
- URL: https://consilium.orscience.ru/osnk-sr2025/article/view/680747
- ID: 680747
如何引用文章
全文:
详细
Обоснование. Актуальность настоящего исследования определяется фундаментальной ролью сказки в когнитивном, эмоциональном и речевом развитии ребенка дошкольного возраста. Авторская сказка, как особый жанр, не только знакомит с миром и морально-этическими нормами, но и влияет на формирование языковой картины мира, коммуникативных способностей и психики ребенка. Несмотря на существующие исследования, языковая специфика современных авторских сказок для разных групп дошкольников и арсенал их средств речевого воздействия требуют детального изучения. Понимание этих особенностей важно для филологов, педагогов, психологов и авторов детской литературы.
Цели — выявление и описание языковой специфики современных авторских сказок для детей дошкольного возраста (3–7 лет).
Методы. Исследование сочетает теоретический анализ научной литературы (детская литература, лингвистика, возрастная психология) и контент-анализ около 300 современных авторских сказок для младших и старших дошкольников. Анализ проводился на лексическом (словарный состав, тропы), словообразовательном (модели, суффиксы, окказионализмы), морфологическом (части речи, звукоподражания) и синтаксическом (типы предложений, конструкции) уровнях.
Результаты. Анализ языкового материала показал существенные различия в языковой организации авторских сказок, ориентированных на детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Для сказок, адресованных младшим дошкольникам (3–5 лет), характерны конкретная, знакомая лексика (ближайшее окружение, предметы быта, названия домашних животных), слова в прямом значении и лексические повторы. В словообразовании преобладают уменьшительно-ласкательные суффиксы (например, кроватка). Морфологический уровень отмечен использованием звукоподражательных слов (например, бум-бум). Синтаксис отличается простыми, короткими предложениями, часто рифмованными, редкими и простыми диалогами, а также четко выраженной моралью в финале.
В сказках для старших дошкольников (5–7 лет) язык усложняется. Наблюдается более широкий словарный состав сказок, включающий абстрактные понятия, экзотизмы и незнакомые слова. Активно используются средства выразительности, такие как олицетворения («солнце укутывалось»), эпитеты («ворчливая метель»), метафоры («страх заполонил комнату»), а также лексемы, обозначающие эмоциональные состояния, часто в оппозиции (например, страх — смелость). В словообразовании встречаются авторские неологизмы (например, страшикулины, боюська). Морфологический уровень характеризуется более разнообразным использованием частей речи и междометий. Синтаксис становится сложнее за счет использования сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов, рядов однородных членов и активных диалогов между тремя и более лицами. Сказка может включать элементы рассуждения, стихи или песни, а финал часто содержит открытые вопросы или выводы, побуждающие к размышлению.
Выводы. Проведенное исследование подтвердило наличие языковой специфики авторских сказок для детей разных этапов дошкольного возраста, связанной с их психологическими особенностями. Авторы адаптируют языковые средства на всех уровнях для доступности и эффективности воздействия. Для младшей группы характерны простота, конкретность, эмоциональность и дидактизм. Для старшей — усложнение языковой палитры, образность, проблемность и диалогичность, что способствует развитию мышления, воображения и коммуникативных компетенций. Понимание этих особенностей важно для создания качественной детской литературы.
全文:
Обоснование. Актуальность настоящего исследования определяется фундаментальной ролью сказки в когнитивном, эмоциональном и речевом развитии ребенка дошкольного возраста. Авторская сказка, как особый жанр, не только знакомит с миром и морально-этическими нормами, но и влияет на формирование языковой картины мира, коммуникативных способностей и психики ребенка. Несмотря на существующие исследования, языковая специфика современных авторских сказок для разных групп дошкольников и арсенал их средств речевого воздействия требуют детального изучения. Понимание этих особенностей важно для филологов, педагогов, психологов и авторов детской литературы.
Цели — выявление и описание языковой специфики современных авторских сказок для детей дошкольного возраста (3–7 лет).
Методы. Исследование сочетает теоретический анализ научной литературы (детская литература, лингвистика, возрастная психология) и контент-анализ около 300 современных авторских сказок для младших и старших дошкольников. Анализ проводился на лексическом (словарный состав, тропы), словообразовательном (модели, суффиксы, окказионализмы), морфологическом (части речи, звукоподражания) и синтаксическом (типы предложений, конструкции) уровнях.
Результаты. Анализ языкового материала показал существенные различия в языковой организации авторских сказок, ориентированных на детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Для сказок, адресованных младшим дошкольникам (3–5 лет), характерны конкретная, знакомая лексика (ближайшее окружение, предметы быта, названия домашних животных), слова в прямом значении и лексические повторы. В словообразовании преобладают уменьшительно-ласкательные суффиксы (например, кроватка). Морфологический уровень отмечен использованием звукоподражательных слов (например, бум-бум). Синтаксис отличается простыми, короткими предложениями, часто рифмованными, редкими и простыми диалогами, а также четко выраженной моралью в финале.
В сказках для старших дошкольников (5–7 лет) язык усложняется. Наблюдается более широкий словарный состав сказок, включающий абстрактные понятия, экзотизмы и незнакомые слова. Активно используются средства выразительности, такие как олицетворения («солнце укутывалось»), эпитеты («ворчливая метель»), метафоры («страх заполонил комнату»), а также лексемы, обозначающие эмоциональные состояния, часто в оппозиции (например, страх — смелость). В словообразовании встречаются авторские неологизмы (например, страшикулины, боюська). Морфологический уровень характеризуется более разнообразным использованием частей речи и междометий. Синтаксис становится сложнее за счет использования сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов, рядов однородных членов и активных диалогов между тремя и более лицами. Сказка может включать элементы рассуждения, стихи или песни, а финал часто содержит открытые вопросы или выводы, побуждающие к размышлению.
Выводы. Проведенное исследование подтвердило наличие языковой специфики авторских сказок для детей разных этапов дошкольного возраста, связанной с их психологическими особенностями. Авторы адаптируют языковые средства на всех уровнях для доступности и эффективности воздействия. Для младшей группы характерны простота, конкретность, эмоциональность и дидактизм. Для старшей — усложнение языковой палитры, образность, проблемность и диалогичность, что способствует развитию мышления, воображения и коммуникативных компетенций. Понимание этих особенностей важно для создания качественной детской литературы.
作者简介
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
编辑信件的主要联系方式.
Email: tanaborisova3326@gmail.com
студентка, группа 5472-450301D, факультет филологии и журналистики
Самара补充文件



