Сотрудничество или противостояние: турецко-израильские отношения в 1950–1970-е гг.

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Отношения между Турецкой Республикой и Государством Израиль своеобразны на Ближнем Востоке. Обе державы считают себя современными, прозападными и развитыми странами. Их взаимоотношения играют ключевую роль в обеспечении стабильности на Ближнем Востоке [1]. Официальное установление отношений между Турцией и Израилем произошло 28 марта 1949 года. Турецкая республика стала первым мусульманским государством, официально признавшим существование Израиля, несмотря на то, что ранее проголосовала против соответствующей резолюции ООН, предусматривавшей разделение Палестины и создание двух отдельных государств — арабского и еврейского. За прошедшие годы двусторонние отношения переживали периоды как улучшения, так и ухудшения, однако дипломатическое взаимодействие сохранялось непрерывно даже в наиболее сложных ситуациях.

Цель — проанализировать взаимоотношения между Израилем и Турцией в 1950–1970-е гг.

Методы. Исследование использует историко-генетический метод.

Результаты. Экономическое сотрудничество Турции и Израиля началось задолго до официального признания. Так, в 1936 году Турция фактически признала Еврейское агентство, разрешив ему участие в ярмарке в Тель-Авиве. Затем последовали участие агентства в Измирской ярмарке и открытие филиала Института внешней торговли в Турции.

В 1948 году Турция и Израиль договорились о морских перевозках и содействии миграции европейских евреев, а Турция стала ключевым поставщиком продуктов для Израиля. Регулярные авиарейсы между странами начались в 1950 году, а в 1949 открылось израильское консульство в Стамбуле, которое посетили тысячи людей, несмотря на предупреждения местной еврейской общины. Эти события подтверждали укрепление двусторонних отношений, хотя многие соглашения оставались конфиденциальными [3].

Суэцкий кризис осложнил положение стран Багдадского пакта, и Турция, осудив Египет, временно отозвала посла из Израиля, сохранив при этом дипломатические отношения. Несмотря на критику арабского мира, торговля между Турцией и Израилем активно росла, занимая значительную долю в региональной торговле Израиля. Хотя Турция официально призвала к прекращению огня лишь после завершения боевых действий, она оставалась единственной региональной страной, поддержавшей действия Израиля и его союзников [5, с. 35–37].

В 1960-е годы Турция, балансируя между арабскими странами и Израилем, сохраняла нейтралитет, одновременно налаживая отношения с Египтом и поддерживая контакты с Израилем, включая визит министра Моше Кола и закупку израильских товаров [5, с. 48].

Во время Шестидневной войны 1967 года Турция, стремясь сохранить баланс между Западом, Израилем и арабскими странами, ограничилась дипломатическими заявлениями, избегая прямого осуждения Израиля, но выражая озабоченность кризисом. Важно отметить, что Анкара не направила Израилю официального требования о возврате оккупированных территорий, на международных площадках, включая ООН, она осудила оккупацию и поддержала резолюцию СБ № 242. Это позволило Турции улучшить отношения с арабским миром, не разрывая полностью связей с Израилем [4].

В 1969 году Турция, стремясь укрепить связи с арабскими странами, отказалась от платежного механизма с Израилем и присоединилась к Исламской конференции как наблюдатель, что вынудило ее занять более сдержанную позицию по израильскому вопросу [4]. Несмотря на активное взаимодействие с Израилем, турецкая пресса резко критиковала израильскую пропаганду об оккупированных территориях, заставляя Анкару балансировать между арабскими ожиданиями и сохранением отношений с Тель-Авивом. Четвертая арабо-израильская война вызвала в Турции беспокойство, что привело к публичной поддержке 9 октября возврата к границам 1967 года и освобождения оккупированных Израилем территорий [5, с. 71–76].

Пожар в мечети Аль-Акса стал важным фактором в турецко-израильских отношениях, побудив Турцию принять участие в мусульманской конференции в Рабате в 1969 году, что вызвало раскол в обществе между сторонниками сближения с исламским миром и защитниками светского курса. Турецкое руководство, стремясь сохранить баланс, ограничило повестку конференции вопросами, связанными с инцидентом в Аль-Аксе и статусом Иерусалима, подчеркивая приверженность секуляризму [6].

Мировой нефтяной кризис, тяжело ударивший по экономике Турции, вынудил ее укрепить связи с арабскими странами, что привело к официальному признанию ООП и поддержке палестинского дела, осложнив отношения с Израилем. Следующим ударом по турецко-израильским отношениям стало голосование Турции за резолюцию ООН № 3379 [2], приравнивающую сионизм к расизму, что окончательно подорвало доверие между странами [4].

Выводы. Развитие тесных взаимоотношений с Израилем вскоре после его возникновения соответствовало стремительному движению Турции к интеграции с Западом. Для Турции Израиль представлял собой близкое западное государство, способствующее укреплению геополитических позиций страны и являющееся образцом эффективного процесса модернизации и продвижения прогрессивных идей.

Full Text

Обоснование. Отношения между Турецкой Республикой и Государством Израиль своеобразны на Ближнем Востоке. Обе державы считают себя современными, прозападными и развитыми странами. Их взаимоотношения играют ключевую роль в обеспечении стабильности на Ближнем Востоке [1]. Официальное установление отношений между Турцией и Израилем произошло 28 марта 1949 года. Турецкая республика стала первым мусульманским государством, официально признавшим существование Израиля, несмотря на то, что ранее проголосовала против соответствующей резолюции ООН, предусматривавшей разделение Палестины и создание двух отдельных государств — арабского и еврейского. За прошедшие годы двусторонние отношения переживали периоды как улучшения, так и ухудшения, однако дипломатическое взаимодействие сохранялось непрерывно даже в наиболее сложных ситуациях.

Цель — проанализировать взаимоотношения между Израилем и Турцией в 1950–1970-е гг.

Методы. Исследование использует историко-генетический метод.

Результаты. Экономическое сотрудничество Турции и Израиля началось задолго до официального признания. Так, в 1936 году Турция фактически признала Еврейское агентство, разрешив ему участие в ярмарке в Тель-Авиве. Затем последовали участие агентства в Измирской ярмарке и открытие филиала Института внешней торговли в Турции.

В 1948 году Турция и Израиль договорились о морских перевозках и содействии миграции европейских евреев, а Турция стала ключевым поставщиком продуктов для Израиля. Регулярные авиарейсы между странами начались в 1950 году, а в 1949 открылось израильское консульство в Стамбуле, которое посетили тысячи людей, несмотря на предупреждения местной еврейской общины. Эти события подтверждали укрепление двусторонних отношений, хотя многие соглашения оставались конфиденциальными [3].

Суэцкий кризис осложнил положение стран Багдадского пакта, и Турция, осудив Египет, временно отозвала посла из Израиля, сохранив при этом дипломатические отношения. Несмотря на критику арабского мира, торговля между Турцией и Израилем активно росла, занимая значительную долю в региональной торговле Израиля. Хотя Турция официально призвала к прекращению огня лишь после завершения боевых действий, она оставалась единственной региональной страной, поддержавшей действия Израиля и его союзников [5, с. 35–37].

В 1960-е годы Турция, балансируя между арабскими странами и Израилем, сохраняла нейтралитет, одновременно налаживая отношения с Египтом и поддерживая контакты с Израилем, включая визит министра Моше Кола и закупку израильских товаров [5, с. 48].

Во время Шестидневной войны 1967 года Турция, стремясь сохранить баланс между Западом, Израилем и арабскими странами, ограничилась дипломатическими заявлениями, избегая прямого осуждения Израиля, но выражая озабоченность кризисом. Важно отметить, что Анкара не направила Израилю официального требования о возврате оккупированных территорий, на международных площадках, включая ООН, она осудила оккупацию и поддержала резолюцию СБ № 242. Это позволило Турции улучшить отношения с арабским миром, не разрывая полностью связей с Израилем [4].

В 1969 году Турция, стремясь укрепить связи с арабскими странами, отказалась от платежного механизма с Израилем и присоединилась к Исламской конференции как наблюдатель, что вынудило ее занять более сдержанную позицию по израильскому вопросу [4]. Несмотря на активное взаимодействие с Израилем, турецкая пресса резко критиковала израильскую пропаганду об оккупированных территориях, заставляя Анкару балансировать между арабскими ожиданиями и сохранением отношений с Тель-Авивом. Четвертая арабо-израильская война вызвала в Турции беспокойство, что привело к публичной поддержке 9 октября возврата к границам 1967 года и освобождения оккупированных Израилем территорий [5, с. 71–76].

Пожар в мечети Аль-Акса стал важным фактором в турецко-израильских отношениях, побудив Турцию принять участие в мусульманской конференции в Рабате в 1969 году, что вызвало раскол в обществе между сторонниками сближения с исламским миром и защитниками светского курса. Турецкое руководство, стремясь сохранить баланс, ограничило повестку конференции вопросами, связанными с инцидентом в Аль-Аксе и статусом Иерусалима, подчеркивая приверженность секуляризму [6].

Мировой нефтяной кризис, тяжело ударивший по экономике Турции, вынудил ее укрепить связи с арабскими странами, что привело к официальному признанию ООП и поддержке палестинского дела, осложнив отношения с Израилем. Следующим ударом по турецко-израильским отношениям стало голосование Турции за резолюцию ООН № 3379 [2], приравнивающую сионизм к расизму, что окончательно подорвало доверие между странами [4].

Выводы. Развитие тесных взаимоотношений с Израилем вскоре после его возникновения соответствовало стремительному движению Турции к интеграции с Западом. Для Турции Израиль представлял собой близкое западное государство, способствующее укреплению геополитических позиций страны и являющееся образцом эффективного процесса модернизации и продвижения прогрессивных идей.

×

About the authors

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Author for correspondence.
Email: vidyyaskina@mail.ru

студентка, группа 5301-410305D, исторический факультет

Russian Federation, Самара

References

  1. Sever A., Almog O., editors. Contemporary Israeli–Turkish relations in comparative perspective. Palgrave Macmillan Cham, 2019. 248 p. doi: 10.1007/978-3-030-05786-2
  2. Elimination of all forms of racial discrimination: zionism as racism — GA resolution. В: United nations [Internet]. Режим доступа: https://www.un.org/unispal/document/auto-insert-181963/ Дата обращения: 22.03.2025.
  3. Karel V. The crescent moon and the Magen David: Turkish-Israeli relations through the lens of the Turkish public. Hardcover, 2018. 216 p.
  4. Kushner D. Turkish–Israeli relations in historical perspective // Journal of Foreign Affairs. 2016. Vol. 10, N 2. P. 213–222. doi: 10.1080/23739770.2016.1225361
  5. Иванова И.И. Эволюция ближневосточной политики Турецкой Республики в XX–XXI вв. / под ред. А.В. Штанова. Москва: Издатель Воробьев А.В., 2019. 380 с. EDN: UAAEAP
  6. Сулейманов А.В. Турецко-израильские отношения: история и современность // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2014. № 3. C. 165–172. EDN: SYBTCF

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2025 Видяскина Я.Я.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.