Интертекстуальность и мифологическое мышление: рецепция поэтики Даниила Хармса в творчестве Дмитрия Озерского

封面

如何引用文章

全文:

详细

Обоснование. В современной поэзии категория интертекстуальности играет ключевую роль, выступая механизмом порождения новых смыслов через взаимодействие автора с другими текстами и голосами. С этой идеей связана теория диалогичности и полифонии М. Бахтина, где «чужое слово» не просто воспроизводит исторические и культурные отсылки, но и создает многоголосие, расширяя смысловое поле произведения. Для М. Бахтина «чужое слово» — это не технический прием, а способ существования культуры. Ю.М. Лотман отмечает, что поэтический текст всегда многогранен: даже при формальной монологичности его полифония заключена в семантике. По мнению Лотмана, «чужое слово» выступает лексическим и семантическим «активатором», который, попадая в стихотворный текст, разрушает монотонность и запускает новые смысловые связи, а также ассоциативные «кристаллизации» в сознании читателя.

Цель — проследить влияние русского авангарда, в частности поэтики Даниила Хармса, на творчество Дмитрия Озерского. Мы анализируем, как «слово» Д. Хармса проявляется в поэзии Д. Озерского. В его творчестве обнаруживаются различные приемы диалога с Д. Хармсом — от фонетических цитат до мифологической трансформации образов. Это позволяет исследовать эволюцию интертекстуальности как приема в поэзии XX–XXI веков и определить ее роль в построении полифонического пространства произведения.

Методы. В исследовании мы опираемся на концепции полифонии и «чужого слова» М. Бахтина, а также на теорию Ю.М. Лотмана об инородных включениях в тексте как детонаторах семантических структур. Для анализа использован сопоставительный метод, позволяющий выявить общие образы и мотивы (фонетика, сон, старуха, река) в поэзии Д. Хармса и Д. Озерского. Интертекстуальный подход применен для изучения цитат, стилизаций и границ между монологическим и диалогическим в творчестве Д. Озерского.

Результаты. Исследование выявило, что оба поэта используют фонетические приемы не как элементы языковой игры, а для формирования семантики. Обнаружено влияние мифологического мышления Д. Хармса на Д. Озерского, особенно в мотиве сна. Связующим элементом стал образ старухи — архетипа, воплощающего мифологический сдвиг в восприятии времени и пространства. В произведениях обоих авторов старуха выступает медиатором, соединяющим сон и явь, бытовое и сакральное. Д. Озерский, вслед за Д. Хармсом, использует мотив реки как метафору текучести мысли, алогичности бытия и божественного начала.

Выводы. Сопоставительный анализ творчества Д. Хармса и Д. Озерского выявил общие методологические принципы: интеграцию фонетических и семантических элементов, использование мотива сновидения и мифологических образов, отражающих переход между состояниями бытия. Эти приемы формируют новый художественный дискурс, актуальный в современной культуре, и углубляют понимание наследия XX века, а также роли авангардного эксперимента в становлении эстетической парадигмы.

全文:

Обоснование. В современной поэзии категория интертекстуальности играет ключевую роль, выступая механизмом порождения новых смыслов через взаимодействие автора с другими текстами и голосами. С этой идеей связана теория диалогичности и полифонии М. Бахтина, где «чужое слово» не просто воспроизводит исторические и культурные отсылки, но и создает многоголосие, расширяя смысловое поле произведения. Для М. Бахтина «чужое слово» — это не технический прием, а способ существования культуры. Ю.М. Лотман отмечает, что поэтический текст всегда многогранен: даже при формальной монологичности его полифония заключена в семантике. По мнению Лотмана, «чужое слово» выступает лексическим и семантическим «активатором», который, попадая в стихотворный текст, разрушает монотонность и запускает новые смысловые связи, а также ассоциативные «кристаллизации» в сознании читателя.

Цель — проследить влияние русского авангарда, в частности поэтики Даниила Хармса, на творчество Дмитрия Озерского. Мы анализируем, как «слово» Д. Хармса проявляется в поэзии Д. Озерского. В его творчестве обнаруживаются различные приемы диалога с Д. Хармсом — от фонетических цитат до мифологической трансформации образов. Это позволяет исследовать эволюцию интертекстуальности как приема в поэзии XX–XXI веков и определить ее роль в построении полифонического пространства произведения.

Методы. В исследовании мы опираемся на концепции полифонии и «чужого слова» М. Бахтина, а также на теорию Ю.М. Лотмана об инородных включениях в тексте как детонаторах семантических структур. Для анализа использован сопоставительный метод, позволяющий выявить общие образы и мотивы (фонетика, сон, старуха, река) в поэзии Д. Хармса и Д. Озерского. Интертекстуальный подход применен для изучения цитат, стилизаций и границ между монологическим и диалогическим в творчестве Д. Озерского.

Результаты. Исследование выявило, что оба поэта используют фонетические приемы не как элементы языковой игры, а для формирования семантики. Обнаружено влияние мифологического мышления Д. Хармса на Д. Озерского, особенно в мотиве сна. Связующим элементом стал образ старухи — архетипа, воплощающего мифологический сдвиг в восприятии времени и пространства. В произведениях обоих авторов старуха выступает медиатором, соединяющим сон и явь, бытовое и сакральное. Д. Озерский, вслед за Д. Хармсом, использует мотив реки как метафору текучести мысли, алогичности бытия и божественного начала.

Выводы. Сопоставительный анализ творчества Д. Хармса и Д. Озерского выявил общие методологические принципы: интеграцию фонетических и семантических элементов, использование мотива сновидения и мифологических образов, отражающих переход между состояниями бытия. Эти приемы формируют новый художественный дискурс, актуальный в современной культуре, и углубляют понимание наследия XX века, а также роли авангардного эксперимента в становлении эстетической парадигмы.

×

作者简介

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

编辑信件的主要联系方式.
Email: valeria.klushina.12@mail.ru

студентка, группа 5102-450401D, факультет филологии и журналистики

俄罗斯联邦, Самара

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

版权所有 © Клушина В.Н., 2025

Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名 4.0国际许可协议的许可