Современные методы и технологии оценивания образовательных достижений обучающихся на уроках музыки

Мұқаба

Дәйексөз келтіру

Толық мәтін

Аннотация

Обоснование. Актуальность проблемы оценивания в школе связана с изменением подхода к организации учебно-воспитательного процесса, проявляющегося в повышении роли навыков самоорганизации, самоконтроля, самооценки и рефлексии обучающихся. Возрастает необходимость реализации методов и технологий оценки образовательных достижений школьников, отражающих уровень усвоения образовательной программы с учетом специфики реализуемого предмета. Проблема оценивания на уроках музыки приобретает особую значимость, поскольку процесс музыкального обучения подразумевает не только формирование знаний и навыков, но и воспитание эмоционально-эстетической, художественной чувствительности, развитие интереса к музыкальному искусству.

Цель — выявить современные методы и технологии оценивания образовательных достижений обучающихся на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Методы. Анализ психолого-педагогической и методической литературы.

Результаты. Исследование показало, что большими возможностями в оценке образовательных достижений школьников на уроках музыки обладают метод тестирования, технология проектной деятельности, технология формирующего оценивания.

Метод тестирования характеризуется объективностью, валидностью и надежностью [1]. Тестирование позволяет оценивать различные компоненты усвоения программы по музыке: знание композиторов, жанров и стилей, основополагающих шедевров музыкального искусства и т.д. Особое значение имеют слуховые звучащие тесты, позволяющие продемонстрировать школьникам объем теоретических знаний и слуховых представлений.

Технология проектной деятельности (метод проектов) представляет собой последовательную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную учебную задачу в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов [2, с. 18]. Проекты делятся на исследовательские, творческие, практико-ориентированные и др. [2, с. 71]. Сложность и тематика проектов шкалируется в зависимости от возраста учащихся. Для младшей школы могут быть предложены такие темы, как «Мой музыкальный инструмент», «Музыкальные инструменты России» и др. В старших классах проекты носят более глубокий и содержательный характер («Джаз-искусство импровизации», «Музыка серьезная и легкая: проблемы, суждения, мнения» и др.).

Технология формирующего оценивания представляет собой оценку достижений учащихся учителем, ориентированную на конкретного ученика и не предполагающую сравнения результатов ученика с результатами других учащихся [3]. Основой формирующей оценки является критериальная система, позволяющая определить степень усвоения материала и уровень сформированности практических умений и навыков. Развивающая обратная связь является важнейшим условием реализации данной технологии, а прогресс личности ученика — результатом формирующего оценивания [4, с. 62].

Выводы. Определенные нами методы и технологии оценивания на уроках музыки способствуют активизации учебной деятельности школьников. Реализация данных оценочных средств может осуществляться комплексно, в зависимости от содержания урока, планируемых результатов обучения, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Толық мәтін

Обоснование. Актуальность проблемы оценивания в школе связана с изменением подхода к организации учебно-воспитательного процесса, проявляющегося в повышении роли навыков самоорганизации, самоконтроля, самооценки и рефлексии обучающихся. Возрастает необходимость реализации методов и технологий оценки образовательных достижений школьников, отражающих уровень усвоения образовательной программы с учетом специфики реализуемого предмета. Проблема оценивания на уроках музыки приобретает особую значимость, поскольку процесс музыкального обучения подразумевает не только формирование знаний и навыков, но и воспитание эмоционально-эстетической, художественной чувствительности, развитие интереса к музыкальному искусству.

Цель — выявить современные методы и технологии оценивания образовательных достижений обучающихся на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Методы. Анализ психолого-педагогической и методической литературы.

Результаты. Исследование показало, что большими возможностями в оценке образовательных достижений школьников на уроках музыки обладают метод тестирования, технология проектной деятельности, технология формирующего оценивания.

Метод тестирования характеризуется объективностью, валидностью и надежностью [1]. Тестирование позволяет оценивать различные компоненты усвоения программы по музыке: знание композиторов, жанров и стилей, основополагающих шедевров музыкального искусства и т.д. Особое значение имеют слуховые звучащие тесты, позволяющие продемонстрировать школьникам объем теоретических знаний и слуховых представлений.

Технология проектной деятельности (метод проектов) представляет собой последовательную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную учебную задачу в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов [2, с. 18]. Проекты делятся на исследовательские, творческие, практико-ориентированные и др. [2, с. 71]. Сложность и тематика проектов шкалируется в зависимости от возраста учащихся. Для младшей школы могут быть предложены такие темы, как «Мой музыкальный инструмент», «Музыкальные инструменты России» и др. В старших классах проекты носят более глубокий и содержательный характер («Джаз-искусство импровизации», «Музыка серьезная и легкая: проблемы, суждения, мнения» и др.).

Технология формирующего оценивания представляет собой оценку достижений учащихся учителем, ориентированную на конкретного ученика и не предполагающую сравнения результатов ученика с результатами других учащихся [3]. Основой формирующей оценки является критериальная система, позволяющая определить степень усвоения материала и уровень сформированности практических умений и навыков. Развивающая обратная связь является важнейшим условием реализации данной технологии, а прогресс личности ученика — результатом формирующего оценивания [4, с. 62].

Выводы. Определенные нами методы и технологии оценивания на уроках музыки способствуют активизации учебной деятельности школьников. Реализация данных оценочных средств может осуществляться комплексно, в зависимости от содержания урока, планируемых результатов обучения, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

×

Авторлар туралы

Самарский государственный социально-педагогический университет

Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: razborovamaria@yandex.ru

студентка, группа ФКИ-б22 Мо, факультет культуры и искусства

Ресей, Самара

Әдебиет тізімі

  1. Первова Г.М., Гутарин М.М. Метод проектов в современной начальной школе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24, № 183. С. 148–154. doi: 10.20310/1810-0201-2019-24-183-148-155 EDN: CCHVYI
  2. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва: Академия, 2010. 368 с. EDN: QXZMNP
  3. Фишман И.С., Голуб И.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: методическое пособие. Самара: Учебная литература, 2007. 244 с.
  4. Зоголь С.Г. Персонализация образовательного процесса в средней и старшей школе: контроль и оценка. Самара: Самарский государственный социально-педагогический университет, 2024. 128 с.

Қосымша файлдар

Қосымша файлдар
Әрекет
1. JATS XML

© Разборова М.Ю., 2025

Creative Commons License
Бұл мақала лицензия бойынша қолжетімді Creative Commons Attribution 4.0 International License.