Разработка контроллера управления для ДГУ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. В настоящее время 90 % рынка контроллеров управления дизель-генераторной установкой (ДГУ) занимают продукты импортного производства, в большинстве своем из недружественных стран. Одна из проблем при эксплуатации ДГУ — низкая приемистость двигателя, выражающаяся в невозможности его работы при резком увеличении нагрузки. В связи с этим потребителям приходится использовать установки большей мощности, что вносит дополнительные экономические затраты (увеличение стоимости порядка 20 %, затраты на ГСМ) и повышенный износ двигателя [1].

Цель — разработка специализированного контроллера управления для дизель-генераторной установки, позволяющего обеспечить необходимую корректировку параметров и увеличить приемистость двигателя установки.

Методы. Для решения поставленной задачи были использованы метод измерения параметров нагрузки по мгновенным значениям [2], а также ПИД-регулятор, использующий нечеткую логику.

Результаты. Разработан прототип контроллера, способный обеспечить работу ДГУ при значительной перегрузке. Структурная схема приведена на рис. 1.

 

Рис. 1. Структурная схема контроллера

 

Измерения СКЗ по каждой фазе А, В, С осуществляются синхронно в произвольные промежутки времени, используя активные фазовращатели для получения двух дополнительных значений напряжения U2, U3 и одного тока I2. Результирующие значения СКЗ тока и напряжения вычисляются по следующим формулам:

U=U12U12-U2U3/4U12-U2+U32 (1)

I=2U1U1I22+I22-I2I1U2+U3/4U12-U2+U32 (2)

P=U1U1I2U2-U3-I1U22-2U12+U2U3/4U12-U2+U32' (3)

Q=U1U2I2-U1I2/4U12-U2+U32. (4)

Для управления ДГУ был применен ПИД-регулятор на основе нечеткой логики. Отладка модели регулятора с генерацией управляющего кода выполнялась в среде динамического моделирования SimInTech. Модель регулятора приведена на рис. 2.

 

Рис. 2. Структура ПИД-регулятора, использующего нечеткую логику

 

Выводы. В ходе работы был разработан опытный образец контроллера. Первичные тесты показали перспективность дальнейшей разработки, определены этапы доработки. Полный текст статьи был опубликован в сборнике статей «Механизация и автоматизация строительства».

Полный текст

Обоснование. В настоящее время 90 % рынка контроллеров управления дизель-генераторной установкой (ДГУ) занимают продукты импортного производства, в большинстве своем из недружественных стран. Одна из проблем при эксплуатации ДГУ — низкая приемистость двигателя, выражающаяся в невозможности его работы при резком увеличении нагрузки. В связи с этим потребителям приходится использовать установки большей мощности, что вносит дополнительные экономические затраты (увеличение стоимости порядка 20 %, затраты на ГСМ) и повышенный износ двигателя [1].

Цель — разработка специализированного контроллера управления для дизель-генераторной установки, позволяющего обеспечить необходимую корректировку параметров и увеличить приемистость двигателя установки.

Методы. Для решения поставленной задачи были использованы метод измерения параметров нагрузки по мгновенным значениям [2], а также ПИД-регулятор, использующий нечеткую логику.

Результаты. Разработан прототип контроллера, способный обеспечить работу ДГУ при значительной перегрузке. Структурная схема приведена на рис. 1.

 

Рис. 1. Структурная схема контроллера

 

Измерения СКЗ по каждой фазе А, В, С осуществляются синхронно в произвольные промежутки времени, используя активные фазовращатели для получения двух дополнительных значений напряжения U2, U3 и одного тока I2. Результирующие значения СКЗ тока и напряжения вычисляются по следующим формулам:

U=U12U12-U2U3/4U12-U2+U32 (1)

I=2U1U1I22+I22-I2I1U2+U3/4U12-U2+U32 (2)

P=U1U1I2U2-U3-I1U22-2U12+U2U3/4U12-U2+U32' (3)

Q=U1U2I2-U1I2/4U12-U2+U32. (4)

Для управления ДГУ был применен ПИД-регулятор на основе нечеткой логики. Отладка модели регулятора с генерацией управляющего кода выполнялась в среде динамического моделирования SimInTech. Модель регулятора приведена на рис. 2.

 

Рис. 2. Структура ПИД-регулятора, использующего нечеткую логику

 

Выводы. В ходе работы был разработан опытный образец контроллера. Первичные тесты показали перспективность дальнейшей разработки, определены этапы доработки. Полный текст статьи был опубликован в сборнике статей «Механизация и автоматизация строительства».

×

Об авторах

Михаил Александрович Десятов

Самарский государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: desyatovma10@gmail.com

студент, группа 4-ИАИТ-105, институт автоматики и информационных технологий, кафедра информационно-измерительной техники

Россия, Самара

Список литературы

  1. Охотников Б.Л. Эксплуатация двигателей внутреннего сгорания. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. 19 с. EDN: ZHEBCP
  2. Мелентьев В.С. Совершенствование методов измерений параметров гармонических сигналов по мгновенным значениям, разделенным в пространстве // Измерительная техника. 2017. № 1. С. 16–18. EDN: XRYWBH

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Структурная схема контроллера

Скачать (133KB)
3. Рис. 2. Структура ПИД-регулятора, использующего нечеткую логику

Скачать (260KB)

© Десятов М.А., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.