Литературное краеведение в детской библиотеке как фактор нравственного воспитания юных читателей
- Авторлар: 1
-
Мекемелер:
- Самарский государственный институт культуры
- Шығарылым: Том 2 (2025)
- Беттер: 378-379
- Бөлім: ЧАСТЬ II. Документационно-информационные науки
- ##submission.dateSubmitted##: 11.05.2025
- ##submission.dateAccepted##: 28.05.2025
- ##submission.datePublished##: 06.11.2025
- URL: https://consilium.orscience.ru/osnk-sr2025/article/view/679533
- ID: 679533
Дәйексөз келтіру
Толық мәтін
Аннотация
Обоснование. Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование у детей и подростков любви к Родине, чувства причастности к истории своих предков, установок на приобретение знаний, навыков бережного отношения к природной среде, памятникам прошлого. Литературное краеведение позволяет изучать прошлое своего края, сравнить, сопоставить его с сегодняшним днем [3, c. 66]. Стремление библиотечных специалистов воспитать у современных детей и подростков благородство и достоинство личности, неравнодушное отношение к истории, судьбе и культуре родного края происходит в том числе посредством популяризации краеведческой художественной литературы. Интерес к литературному краеведению как к духовному наследию человеческой культуры останется актуальным, и ему всегда будет сопутствовать интерес, касающийся времени создания произведения, фактов жизни автора. Во многих произведениях художественной литературы стоит проблема нравственного выбора, и задача библиотеки сформировать у читателей краеведческой художественной литературы желание встать на сторону добра и противостоять злу, воспитать у детей и подростков важнейшее качество души — способность к сочувствию, сопереживанию, состраданию и милосердию [1, с. 83].
Цель — раскрыть возможности литературного краеведения в детской библиотеке, используя как традиционные формы, так и инновационные (квесты, конкурсы творчества читателей, благотворительные акции, проекты, буктрейлеры, флэшмобы, онлайн-акции и т.д.) с целью нравственного воспитания юных читателей.
Методы. В исследовании были использованы метод сравнительного анализа; анализ и синтез; изучение библиотечной документации; анализ опыта библиотек; SWOT-анализ; анкетирование; проектный метод. С целью совершенствования работы по продвижению литературного краеведения был разработан проект культурно-просветительской программы «Писатель доброй мечты» для читателей младшего и среднего школьного возраста, посвященный литературному наследию Льва Кассиля. В 2025 г. будет отмечаться 120-летний юбилей со дня рождения писателя, чья жизнь и творчество связаны с Саратовским краем (г. Энгельс Саратовской области) [2]. Проект подготовлен на базе детской библиотеки № 12 Муниципального бюджетного учреждения «Централизованная библиотечная система Энгельсского муниципального района».
В рамках реализации проекта на начальном этапе было проведено анкетирование читателей детского возраста. В анкетировании приняли участие всего 30 респондентов (12 мальчиков и 18 девочек). Опрос проводился анонимно.
По результатам проведенного опроса сделаны следующие выводы:
–анализ ответов на вопросы анкеты выявил, что большинство читателей младшего и среднего школьного возраста знакомы с творчеством Л.А. Кассиля, читали его произведения, посещали мероприятия в библиотеке и готовы к участию в этих мероприятиях в дальнейшем. При этом читатели отметили, что хотели бы больше узнать о жизни и творчестве любимого писателя, для чего необходимо активизировать работу по популяризации наследия Льва Кассиля;
–после проведения запланированных по проекту мероприятий ожидается привлечение новых читателей, внедрение новых инновационных форм в работе с детьми.
Результаты. Проект «Писатель доброй мечты» включает в себя:
–«Человек большой души и доброго сердца» — вечер-портрет, посвященный 120-летию со дня рождения Л.А. Кассиля;
–«Путь продолжается…» — встреча с правнуком писателя — Львом Кассилем;
–«Человек большой души и доброго сердца» — библиошоу;
–Инсценировка по рассказам автора «У классной доски», «Рассказ об отсутствующем», «Твои защитники» — театрализованное представление;
–«Дорогами мечты и поиска» — литературное путешествие;
–Страна «Швамбрания» Л.А. Кассиля — квест-игра;
–«Добрые книги для детских сердец» — библиотечный квилт (стенд с отзывами на книги Л. Кассиля);
–«Невыдуманный мир Кассиля» — конкурс эссе;
–«Романтик из Покровска» — итоговая викторина с награждением победителей.
Выводы. Таким образом, литературное краеведение позволяет изучать прошлое своего края; вводит детей и подростков в мир человеческих отношений, позволяет сопоставить реальные факты с их отражением в художественном творчестве, ярче представить себе процесс создания литературного произведения. Детская библиотека располагает большими возможностями для формирования у детей устойчивого интереса к чтению на основе лучших произведений художественной литературы, заключающих в себе значительный нравственный потенциал. Знакомясь с литературным краеведением, юные читатели получают новые знания о знаменитых писателях-земляках, открывают для себя новые страницы истории родного края.
Толық мәтін
Обоснование. Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование у детей и подростков любви к Родине, чувства причастности к истории своих предков, установок на приобретение знаний, навыков бережного отношения к природной среде, памятникам прошлого. Литературное краеведение позволяет изучать прошлое своего края, сравнить, сопоставить его с сегодняшним днем [3, c. 66]. Стремление библиотечных специалистов воспитать у современных детей и подростков благородство и достоинство личности, неравнодушное отношение к истории, судьбе и культуре родного края происходит в том числе посредством популяризации краеведческой художественной литературы. Интерес к литературному краеведению как к духовному наследию человеческой культуры останется актуальным, и ему всегда будет сопутствовать интерес, касающийся времени создания произведения, фактов жизни автора. Во многих произведениях художественной литературы стоит проблема нравственного выбора, и задача библиотеки сформировать у читателей краеведческой художественной литературы желание встать на сторону добра и противостоять злу, воспитать у детей и подростков важнейшее качество души — способность к сочувствию, сопереживанию, состраданию и милосердию [1, с. 83].
Цель — раскрыть возможности литературного краеведения в детской библиотеке, используя как традиционные формы, так и инновационные (квесты, конкурсы творчества читателей, благотворительные акции, проекты, буктрейлеры, флэшмобы, онлайн-акции и т.д.) с целью нравственного воспитания юных читателей.
Методы. В исследовании были использованы метод сравнительного анализа; анализ и синтез; изучение библиотечной документации; анализ опыта библиотек; SWOT-анализ; анкетирование; проектный метод. С целью совершенствования работы по продвижению литературного краеведения был разработан проект культурно-просветительской программы «Писатель доброй мечты» для читателей младшего и среднего школьного возраста, посвященный литературному наследию Льва Кассиля. В 2025 г. будет отмечаться 120-летний юбилей со дня рождения писателя, чья жизнь и творчество связаны с Саратовским краем (г. Энгельс Саратовской области) [2]. Проект подготовлен на базе детской библиотеки № 12 Муниципального бюджетного учреждения «Централизованная библиотечная система Энгельсского муниципального района».
В рамках реализации проекта на начальном этапе было проведено анкетирование читателей детского возраста. В анкетировании приняли участие всего 30 респондентов (12 мальчиков и 18 девочек). Опрос проводился анонимно.
По результатам проведенного опроса сделаны следующие выводы:
–анализ ответов на вопросы анкеты выявил, что большинство читателей младшего и среднего школьного возраста знакомы с творчеством Л.А. Кассиля, читали его произведения, посещали мероприятия в библиотеке и готовы к участию в этих мероприятиях в дальнейшем. При этом читатели отметили, что хотели бы больше узнать о жизни и творчестве любимого писателя, для чего необходимо активизировать работу по популяризации наследия Льва Кассиля;
–после проведения запланированных по проекту мероприятий ожидается привлечение новых читателей, внедрение новых инновационных форм в работе с детьми.
Результаты. Проект «Писатель доброй мечты» включает в себя:
–«Человек большой души и доброго сердца» — вечер-портрет, посвященный 120-летию со дня рождения Л.А. Кассиля;
–«Путь продолжается…» — встреча с правнуком писателя — Львом Кассилем;
–«Человек большой души и доброго сердца» — библиошоу;
–Инсценировка по рассказам автора «У классной доски», «Рассказ об отсутствующем», «Твои защитники» — театрализованное представление;
–«Дорогами мечты и поиска» — литературное путешествие;
–Страна «Швамбрания» Л.А. Кассиля — квест-игра;
–«Добрые книги для детских сердец» — библиотечный квилт (стенд с отзывами на книги Л. Кассиля);
–«Невыдуманный мир Кассиля» — конкурс эссе;
–«Романтик из Покровска» — итоговая викторина с награждением победителей.
Выводы. Таким образом, литературное краеведение позволяет изучать прошлое своего края; вводит детей и подростков в мир человеческих отношений, позволяет сопоставить реальные факты с их отражением в художественном творчестве, ярче представить себе процесс создания литературного произведения. Детская библиотека располагает большими возможностями для формирования у детей устойчивого интереса к чтению на основе лучших произведений художественной литературы, заключающих в себе значительный нравственный потенциал. Знакомясь с литературным краеведением, юные читатели получают новые знания о знаменитых писателях-земляках, открывают для себя новые страницы истории родного края.
Авторлар туралы
Самарский государственный институт культуры
Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: lipker81@mail.ru
студентка, группа БВз-520, факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий
Ресей, СамараӘдебиет тізімі
- Гладкова И.А. Краеведение как ресурс развития региона // Современная библиотека. 2018. № 3. С. 82–85.
- Кулешов А., Солодарь Ц. Кассиль и о Кассиле. Москва: Физкультура и спорт, 2014. 167 с.
- Янакова К.Г. Потенциал краеведения в духовно-нравственном воспитании детей и его педагогическая сущность // Современные инновации. 2021. № 1(39). С. 66–69. EDN: GCLRIJ
Қосымша файлдар



