Происхождение английского масонства: эволюция легенды, 1390–1738 гг.
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Issue: Vol 2 (2025)
- Pages: 69-70
- Section: ЧАСТЬ II. Российская и зарубежная история
- Submitted: 24.05.2025
- Accepted: 10.06.2025
- Published: 06.11.2025
- URL: https://consilium.orscience.ru/osnk-sr2025/article/view/680332
- ID: 680332
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. В российском масоноведении, несмотря на обилие работ общего характера, касающихся происхождения и истории братства вольных каменщиков, многие конкретные вопросы так и не получили детального рассмотрения. К числу таких вопросов относится и вопрос о происхождении и эволюции, т.н. «Йоркской» легенды о возникновении масонства в Англии. Отдельно надо сказать, что для нас не является принципиальным традиционное разделение между «оперативным» (ремесленным) и «спекулятивным» (философским) масонством, давно опровергающееся [1] в современной англоязычной литературе, так как исследуемая нами легенда является как раз тем элементом масонства, которое объединяет строителей из Северной и Центральной Англии XIV–XVI вв. с лондонским высшим обществом XVIII в. и даже значительной частью современных масонов.
Цель — проследить генезис «Йоркской» легенды об основании английского масонства от ее зарождения на рубеже XIV–XV вв. до оформления «канонического» варианта в 1738 г.
Методы. Работа построена на историко-генетическом, проблемно-хронологическом, историко-психологическом, историко-географическом и культурологическом методах.
Результаты. Так называемая «Йоркская» легенда, как выяснилось при конкретном знакомстве с основными «cтарыми манускриптами», не всегда была «Йоркской», но, вероятнее всего, действительно возникла в «Северной» (т. е. непобережной, «провинциальной») Англии. В «минимальной» своей форме она содержала лишь утверждение о покровительстве масонам Этельстана [2], но затем в сонм покровителей масонства были включены Альбан, вымышленный сын Этельстана «Эдвин» и даже Генрих VI, в начале царствования которого масонские собрания были запрещены [3]. Вместе с тем эта легенда, как ни парадоксально, испытала заметное французское влияние, выражающееся в упоминании о приходе масонства во Францию при Карле Мартелле и некоем «французском короле Карле II» [4] — интернациональный характер средневековых цехов тем самым пересилил даже крайний англо-французский антагонизм эпохи. Изначально легенда явилась в стихотворно-песенной форме, но затем провела примерно 100 лет с XV по XVI в. уже как прозаический текст, который в определенной степени служил каменщикам как обоснование их прав, но все же был более укоренен как в народной религиозности, так и «ренессансной» духовности (культ геометрии, семь свободных искусств, Евклид) того времени. Через них для каменотесов преломлялось тогда все, в том числе профессиональная деятельность и отстаивание цеховых привилегий. В конце XVI в., когда породившая легенду обстановка уже успела сильно измениться, она во многом утратила первоначальный контекст и стала превращаться в легенду ради легенды, т. е. «историю» в широком, ненаучном смысле. Столкновение с учеными-энциклопедистами вроде Роберта Плота и собирателями древностей вроде масонов рубежа XVII–XVIII вв. лишь подтвердило этот статус, несмотря на попытки составителя «канонической» версии легенды Андерсона использовать базовый исторический научный инструментарий для придания ей большей правдоподобности, чтобы критика других ученых-немасонов и, что важнее, насмешки общественности перестали звучать столь громко. Цели Андерсона явно были подчинены самому масонскому мифу, в который он если и не до конца верил, то явно очень хотел.
Выводы. Вера в то, что история английских вольных каменщиков началась еще при Этельстане является ровесницей широкого понимаемого «Нового времени» и обеспечивает духовную связь масонов всех времен и народов. В связи с этим можно задуматься о том, насколько со средних веков изменилось само масонство, а насколько лишь окружающий его мир. Как удачно и едко подметил Эндрю Прескотт: «Современным масонам еще очень хочется верить, что их посиделки по вечерам происходят с санкции Этельстана» [5].
Keywords
Full Text
Обоснование. В российском масоноведении, несмотря на обилие работ общего характера, касающихся происхождения и истории братства вольных каменщиков, многие конкретные вопросы так и не получили детального рассмотрения. К числу таких вопросов относится и вопрос о происхождении и эволюции, т.н. «Йоркской» легенды о возникновении масонства в Англии. Отдельно надо сказать, что для нас не является принципиальным традиционное разделение между «оперативным» (ремесленным) и «спекулятивным» (философским) масонством, давно опровергающееся [1] в современной англоязычной литературе, так как исследуемая нами легенда является как раз тем элементом масонства, которое объединяет строителей из Северной и Центральной Англии XIV–XVI вв. с лондонским высшим обществом XVIII в. и даже значительной частью современных масонов.
Цель — проследить генезис «Йоркской» легенды об основании английского масонства от ее зарождения на рубеже XIV–XV вв. до оформления «канонического» варианта в 1738 г.
Методы. Работа построена на историко-генетическом, проблемно-хронологическом, историко-психологическом, историко-географическом и культурологическом методах.
Результаты. Так называемая «Йоркская» легенда, как выяснилось при конкретном знакомстве с основными «cтарыми манускриптами», не всегда была «Йоркской», но, вероятнее всего, действительно возникла в «Северной» (т. е. непобережной, «провинциальной») Англии. В «минимальной» своей форме она содержала лишь утверждение о покровительстве масонам Этельстана [2], но затем в сонм покровителей масонства были включены Альбан, вымышленный сын Этельстана «Эдвин» и даже Генрих VI, в начале царствования которого масонские собрания были запрещены [3]. Вместе с тем эта легенда, как ни парадоксально, испытала заметное французское влияние, выражающееся в упоминании о приходе масонства во Францию при Карле Мартелле и некоем «французском короле Карле II» [4] — интернациональный характер средневековых цехов тем самым пересилил даже крайний англо-французский антагонизм эпохи. Изначально легенда явилась в стихотворно-песенной форме, но затем провела примерно 100 лет с XV по XVI в. уже как прозаический текст, который в определенной степени служил каменщикам как обоснование их прав, но все же был более укоренен как в народной религиозности, так и «ренессансной» духовности (культ геометрии, семь свободных искусств, Евклид) того времени. Через них для каменотесов преломлялось тогда все, в том числе профессиональная деятельность и отстаивание цеховых привилегий. В конце XVI в., когда породившая легенду обстановка уже успела сильно измениться, она во многом утратила первоначальный контекст и стала превращаться в легенду ради легенды, т. е. «историю» в широком, ненаучном смысле. Столкновение с учеными-энциклопедистами вроде Роберта Плота и собирателями древностей вроде масонов рубежа XVII–XVIII вв. лишь подтвердило этот статус, несмотря на попытки составителя «канонической» версии легенды Андерсона использовать базовый исторический научный инструментарий для придания ей большей правдоподобности, чтобы критика других ученых-немасонов и, что важнее, насмешки общественности перестали звучать столь громко. Цели Андерсона явно были подчинены самому масонскому мифу, в который он если и не до конца верил, то явно очень хотел.
Выводы. Вера в то, что история английских вольных каменщиков началась еще при Этельстане является ровесницей широкого понимаемого «Нового времени» и обеспечивает духовную связь масонов всех времен и народов. В связи с этим можно задуматься о том, насколько со средних веков изменилось само масонство, а насколько лишь окружающий его мир. Как удачно и едко подметил Эндрю Прескотт: «Современным масонам еще очень хочется верить, что их посиделки по вечерам происходят с санкции Этельстана» [5].
About the authors
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Author for correspondence.
Email: atronnn8@gmail.com
студент, группа 5303-460301D, исторический факультет
Russian Federation, СамараReferences
- Bogdan H., Snoek A.M., editors. Handbook of freemasonry. Boston: Brill, 2014.
- The Halliwell Manuscript. В: Grand Lodge of British Columbia and Yucon [Internet]. Режим доступа: https://freemasonry.bcy.ca/texts/regius.html Дата обращения: 29.01.2025.
- Киясов С.Е. От гильдий каменщиков — к философским ложам (масонские метаморфозы в Англии XVI–XVII вв.) // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 2009. Вып. 27. С. 353–361.
- Кузьмишин Е.Л. История масонства в документах. Москва: Типография издательства «Ars Tectonica», 2010.
- Magennis H., Wilcox J. The power of words: Anglo-Saxon studies presented to Donald G. Scragg on his seventieth birthday. West Virginia University Press, 2006. 434 p.
Supplementary files



