The role of ultrasound and dopplerography in the assessment of lower urinary tract dysfunction (literature review)

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This review is devoted to the study of the prevalence of symptoms of the lower urinary tract and the justification of the use of non-invasive and accessible methods of their diagnosis with an assessment of not only structural, but functional indicators. These include ultrasound examination of the bladder with the determination of functional and maximum volumes and the calculation of the sensitivity index, quantitative and speed indicators of ureteral emissions using color flow mapping, as well as assessment of the blood flow of detzurosis by means of vascular dopplerography.

Full Text

Введение

Симптомы нижних мочевых путей имеют широкую распространенность и мультифакторную природу, включающую как органическую патологию (заболевания предстательной железы, детрузора, уретры), так и заболевания, связанные с нарушением регуляторных механизмов работы мочевого пузыря (МП) в реализации его накопительно-эвакуаторной функции [1]. В настоящее время значительную проблему представляет диагностика синдрома гиперактивности МП (ГАМП), что имеет важный социальный аспект, поскольку в существенной степени влияет на качество жизни. Именно это и определяет поиск и проведение современных диагностических мероприятий, направленных на своевременное выявление и лечение группы пациентов с таким заболеванием [2, 3].

Ультразвуковое исследование

В контексте рассуждений о различных патогенетических подходах формирования ГАМП закономерно возникает вопрос о новых методах диагностики, позволяющих установить данный диагноз. Например, обнаружение таких белков, как фактор роста нервов, который действует на уровне афферентных нервных волокон и обеспечивает передачу нервного импульса в центральную нервную систему [4–7]. В структуре причин развития ГАМП после органической патологии, в частности травм или оперативных вмешательств на спинном мозге, остается идиопатический МП, при этом частота встречаемости и степень тяжести симптомов нижних мочевых путей увеличиваются с возрастом [8, 9].

Для постановки диагноза ГАМП чаще применяется комплексное уродинамическое исследование, которое включает инвазивные и дорогостоящие методы диагностики, однако отмечено, что их чувствительность и специфичность остаются в пределах 0,6–0,7 [2]. Разработка критериев с применением неинвазивных методов исследования в оценке гиперактивности детрузора позволит не только своевременно диагностировать и лечить пациентов этой категории, но и сформировать группы риска по развитию ГАМП.

Применение ультразвукового исследования (УЗИ) незаменимо в оценке структурных изменений нижних мочевых путей, аномалий развития, наличия конкрементов и дополнительных образований в области малого таза и гинекологических причин недержания мочи [10–18]. Кроме того, согласно клиническим рекомендациям Ассоциации онкологов России наибольшую эффективность в диагностике злокачественных новообразований мочевыделительной системы имеет УЗИ с оценкой состояния зон регионарного и отдаленного метастазирования, проведением дифференциальной диагностики с кистозными образованиями, интраоперационной оценки локализации и размеров опухоли и пр. [19, 20].

Проведение УЗИ в клинической урологии предусматривает получение изображения в режиме реального времени с использованием конвексного ультразвукового датчика частотой от 3,0 до 7,0 МГц. В зависимости от анатомического доступа, степени инвазивности и разрешения изображения выделяют три основных доступа для проведения УЗИ МП: надлобковый, трансперинеальный, трансвагинальный (для женщин) [21].

УЗИ в диагностике нарушений мочеиспускания включает не только оценку морфологических особенностей нижних мочевых путей, позволяющих исключить различные структурные нарушения, но и оценку функциональных показателей, таких как остаточный объем мочи, объем МП при первом и максимальном позывах к мочеиспусканию – физиологический (ОМПф) и максимальный (ОМПм) соответственно. Так, установлено, что у пациентов, имеющих гиперактивность детрузора, первый позыв к мочеиспусканию наблюдается при меньшем объеме мочи и, как правило, мало отличается от ОМПм, поскольку пациенты стараются опорожнить МП, не дожидаясь повелительного позыва к мочеиспусканию. В связи с этим для оценки функционального состояния МП дополнительно применяется расчетный показатель – индекс чувствительности, который представляет собой отношение ОМПф к ОМПм и также может применяться в качестве критерия диагностики ГАМП. У пациентов с гиперактивностью детрузора индекс чувствительности будет значительно выше, чем у лиц с нормальным или пониженным ритмом мочеиспускания [4, 5].

Возможности допплерографического исследования

Важное диагностическое значение имеет определение количества мочеточниковых выбросов (МВ) в минуту в оценке эвакуаторной функции верхних отделов мочевыделительной системы, которая возможна благодаря применению цветового допплеровского картирования. Количество МВ в минуту напрямую зависит от объема МП, вследствие чего у пациентов с повышенным ритмом мочеиспускания, относящихся к группе риска по развитию ГАМП и имеющих меньший ОМПф и ОМПм, эти показатели будут больше относительно лиц с гипоактивным МП [22].

Для оценки функции наполнения МП в режиме допплерографического исследования также определяются скоростные характеристики МВ – их максимальная и минимальная скорости (см/с). Физиологически обусловлено то, что эвакуация содержимого мочеточника в МП возможна благодаря разности давления в их полостях, при этом максимальное давление (максимальная скорость МВ) будет наблюдаться перед открытием устьев мочеточника, а минимальное (минимальная скорость МВ) – перед его закрытием. В связи с этим наибольшую диагностическую ценность в определении гиперактивности детрузора представляет определение максимальной скорости МВ (см/с), которая будет иметь большее значение у пациентов с ГАМП, чем у склонных к формированию гипоактивного МП больных [1–4].

Отдельным и важным направлением в функциональной оценке нижних мочевых путей является исследование микроциркуляторного русла стенки МП. Известно, что капиллярный кровоток зависит от радиуса сосудов, который, в свою очередь, определяется вегетативной регуляцией и местными гуморальными факторами. Нарушения, связанные с кровоснабжением стенки детрузора, могут приводить к трофическим изменениям слизистой оболочки МП, поэтому оценка кровотока по данным допплерографии важна не только для определения степени имеющихся нарушений, но и для прогноза клинического течения заболевания и контроля лечения [23]. Кроме того, считается, что ишемия стенки МП – один из пусковых механизмов формирования ГАМП, а значит, оценка гемодинамики детрузора может стать одним из критериев формирования группы риска по развитию данного заболевания [24].

Метод оценки кровотока в стенке МП осуществляется посредством ультразвуковой допплерографии с применением конвексного датчика частотой от 3,0 до 7,0 МГц при первом позыве к мочеиспусканию – ОМПф. Данное исследование включает оценку систолической и диастолической скоростей кровотока с автоматическим расчетным показателем – индексом периферического сопротивления. Так, у пациентов с ГАМП наблюдается снижение систолической и диастолической скоростей кровотока с нарастанием индекса резистентности. Такие изменения в стенке МП приводят к ее денервации и усилению сократительной активности, а также повышенному выделению уротелием биологически активных веществ, стимулирующих афферентные нервные окончания в подслизистом слое МП, что в том и в другом случаях приводит к учащенному мочеиспусканию и формированию ГАМП. Ухудшение артериального кровотока, приводящее к ишемии детрузора, патогенетически обусловливает применение допплерографии сосудов детрузора в качестве метода разработки нового направления в лечении пациентов с ГАМП [25].

В то же время у пациентов, относящихся к группе с гипоактивным вариантом МП, также наблюдается снижение систолической и диастолической скоростей кровотока с незначительным нарастанием индекса резистентности. Причиной указанных изменений в отличие от ГАМП является нагрузка объемом мочи, поскольку для формирования позыва к мочеиспусканию у такой группы пациентов необходимо значительное количество мочи, что приводит к поступательной декомпенсации детрузора, снижению кровотока и нарастающей атрофии рецепторного аппарата.

Заключение

Ультразвуковая мультипараметрическая визуализация с оценкой функциональных показателей, применением цветового допплеровского картирования и допплерографии сосудов МП позволяет провести комплексную диагностическую оценку состояния нижних мочевых путей, а также на ранних стадиях сформировать группы риска по развитию ГАМП.

×

About the authors

Ekaterina V. Sapozhenkova

Tyumen State Medical University

Email: ekaterina_chibulaeva@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2253-2297

Cand. Sci. (Med.)

Russian Federation, Tyumen

Viktor V. Kolpakov

Tyumen State Medical University

Email: kolpakov661@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0001-6774-0968

D. Sci. (Med.), Prof.

Russian Federation, Tyumen

Vadim B. Berdichevsky

Tyumen State Medical University

Author for correspondence.
Email: urotgmu@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0186-6514

D. Sci. (Med.)

Russian Federation, Tyumen

Irina V. Pavlova

Medical Sanitary Unit “Neftyanik”

Email: iraena@mail.ru

Cand. Sci. (Med.)

Russian Federation, Tyumen

Artem R. Gonyaev

Clinical Hospital “Mother and Child”

Email: a.gonyaev25@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-1619-4714

Urologist

Russian Federation, Tyumen

Daniil I. Petrov

Tyumen State Medical University

Email: tgmu@tyumsmu.ru

Student

Russian Federation, Tyumen

Elvin F. Akhundov

Tyumen State Medical University

Email: tgmu@tyumsmu.ru

Student

Russian Federation, Tyumen

References

  1. Аль-Шукри С.Х., Кузьмин И.В., Слесаревская М.Н., Шабудина Н.О. Внутрипузырная ультразвуковая допплерография в оценке состояния кровотока в стенке МП у женщин с ирритативными симптомами. Регионарное кровообращение и микроциркуляция. 2014;13(1):48-54 [Al-Shukri S, Kuzmin I, Slesarevskaya M, Shabudina N. Intravesical Ultrawave Doppler in assessing blood flow in the bladder wall in women with irritative symptoms. Regional Blood Circulation and Microcirculation. 2014;13(1):48-54 (in Russian)]. doi: 10.24884/1682-6655-2014-13-1-48-54
  2. Амирова Ж.С., Балан В.Е., Ковалёва Л.А., и др. Диагностические и прогностические возможности ультразвукового исследования у пациенток с гиперактивным мочевым пузырем. Российский вестник акушера-гинеколога. 2015;15(3):24-8 [Amirova ZhS, Balan VE, Kovalevа LA, et al. Diagnostic and prognostic possibilities of ultrasound study in patients with overactive bladder. Russian Bulletin of Obstetrician-Gynecologist. 2015;15(3):24-8 (in Russian)]. doi: 10.17116/rosakush201515324-28
  3. Балан В.Е., Амирова Ж.С., Ковалева Л.А., и др. Новые возможности ультразвуковой диагностики гиперактивного мочевого пузыря (обзор литературы). РМЖ. 2016;5:318-20 [Balan VE, Amirova ZhS, Kovaleva LA, et al. Novye vozmozhnosti ul'trazvukovoi diagnostiki giperaktivnogo mochevogo puzyria (obzor literatury). RMZh. 2016;5:318-20 (in Russian)].
  4. Борисов В.В. Гиперактивный мочевой пузырь – особенности патогенеза и выбора медикаментозной терапии. Урология. 2021;2:120-7 [Borisov VV. Overactive bladder pathogenetic features and choice of drug therapy. Urologiia. 2021;2:120-7 (in Russian)]. doi: 10.18565/urology.2021.2.120-127
  5. Данилов В.В. Феномен детрузорной гиперактивности как проявление патологического вегетативного рефлекса. Фарматека. 2021;28(3):113-9 [Danilov VV. Fenomen detruzornoi giperaktivnosti kak proiavlenie patologicheskogo vegetativnogo refleksa. Farmateka. 2021;28(3):113-9 (in Russian)]. doi: 10.18565/pharmateca.2021.3.113-119
  6. Дашян Г.Л., Абдушарипов М.А., Хайдарова Г.Б. Ультразвуковое исследование в диагностике причин гематурии. Молодой ученый. 2015;15(95):273-6 [Dashian GL, Abdusharipov MA, Khaidarova GB. Ul'trazvukovoe issledovanie v diagnostike prichin gematurii. Molodoi uchenyi. 2015;15(95):273-6 (in Russian)].
  7. Аляев Ю.Г., Есилевский Ю.М., Шмидт Т.Е., и др. Изменение кровообращения в пузырно-уретральном сегменте у мужчин с нейрогенными и ненейрогенными симптомами нижних мочевых путей. Урология. 2016;6:17-21 [Aliaev IuG, Esilevskii IuM, Shmidt TE, et al. Izmenenie krovoobrashcheniia v puzyrno-uretral'nom segmente u muzhchin s neirogennymi i neneirogennymi simptomami nizhnikh mochevykh putei. Urologiia. 2016;6:17-21 (in Russian)].
  8. Казаногина М.Н., Умаров Д.С.Х. Возможности ультразвукового исследования в дифференциальной диагностике конкрементов и опухолей мочевого пузыря. Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2018;8(5):198 [Kazanogina MN, Umarov DSKh. Vozmozhnosti ul'trazvukovogo issledovaniia v differentsial'noi diagnostike konkrementov i opukholei mochevogo puzyria. Biulleten' meditsinskikh internet-konferentsii. 2018;8(5):198 (in Russian)].
  9. Ковалев Г.В., Шкарупа Д.Д., Зайцева А.О., и др. Особенности нервной регуляции нижних мочевыводящих путей как причина развития гиперактивного мочевого пузыря: современное состояние проблемы. Урология. 2020;4:165-70 [Kovalev GV, Shkarupa DD, Zaitseva AO, et al. Osobennosti nervnoi reguliatsii nizhnikh mochevyvodiashchikh putei kak prichina razvitiia giperaktivnogo mochevogo puzyria: sovremennoe sostoianie problemy. Urologiia. 2020;4:165-70 (in Russian)]. doi: 10.18565/urology.2020.4.165-170
  10. Краснопольский В.И., Буянова С.Н., Чечнева М.А. Применение ультразвуковой диагностики для уточнения причин рецидива пролапса и недержания мочи. Российский вестник акушера-гинеколога. 2011;11(4):82-6 [Krasnopol'skii VI, Buianova SN, Chechneva MA. Primenenie ul'trazvukovoi diagnostiki dlia utochneniia prichin retsidiva prolapsa i nederzhaniia mochi. Rossiiskii vestnik akushera-ginekologa. 2011;11(4):82-6 (in Russian)].
  11. Махмеджанова Ф.Н., Аполихина И.А., Беснощенко О.С. Новое в диагностике гиперактивного мочевого пузыря (обзор литературы). Гинекология. 2013;15(2):82-4 [Mahmedzhanova FN, Apolikhina IA, Besnoschenko OS. New in the diagnosis of overactive bladder (review). Gynecology. 2013;15(2):82-4 (in Russian)].
  12. Подольская Е.А. Особенности функционирования системы ультразвукового обследования пациентов со злокачественными новообразованиями мочевыделительной сферы. Менеджер здравоохранения. 2017;4:30-5 [Podol'skaia EA. Osobennosti funktsionirovaniia sistemy ul'trazvukovogo obsledovaniia patsientov so zlokachestvennymi novoobrazovaniiami mochevydelitel'noi sfery. Menedzher zdravookhraneniia. 2017;4:30-5 (in Russian)].
  13. Пушкарь Д.Ю., Касян Г.Р., Потапова Л.В., и др. Симптомы нижних мочевыводящих путей среди женщин в Российской Федерации: данные интернет-опроса. Урология. 2018;4:5-8 [Pushkar DY, Kasyan GR, Potapova LV, et al. Lower urinary tract symptoms among women in the Russian Federation: data from an online survey. Urologiia. 2018;4:5-8 (in Russian)]. doi: 10.18565/urology.2018.4.5-8
  14. Слесаревская М.Н., Кузьмин И.В., Жарких А.В., Шабудина Н.О. Оценка состояния микроциркуляции в стенке мочевого пузыря у женщин с хроническим рецидивирующим циститом. Урологические ведомости. 2012;2:26-30 [Slesarevskaia MN, Kuz'min IV, Zharkikh AV, Shabudina NO. Otsenka sostoianiia mikrotsirkuliatsii v stenke mochevogo puzyria u zhenshchin s khronicheskim retsidiviruiushchim tsistitom. Urologicheskie vedomosti. 2012;2:26-30 (in Russian)].
  15. Ящук А.Г., Казихинуров А.А., Мусин И.И., и др. Современная догоспитальная диагностика недержания мочи у женщин репродуктивного возраста. Медицинский вестник Башкортостана. 2017;12(3):145-8 [Iashchuk AG, Kazikhinurov AA, Musin II, et al. Sovremennaia dogospital'naia diagnostika nederzhaniia mochi u zhenshchin reproduktivnogo vozrasta. Meditsinskii vestnik Bashkortostana. 2017;12(3):145-8 (in Russian)].
  16. Просянников М.Ю., Войтко Д.А., Анохин Н.В., и др. Современный взгляд на скрининг мочекаменной болезни. Экспериментальная и клиническая урология. 2022;15(1):60-6 [Prosyannikov MYu, Voytko DA, Anokhin NV, et al. A modern view on the screening of urolithiasis. Experimental and Clinical Urology. 2022;15(1):60-6 (in Russian)]. doi: 10.29188/2222-8543-2022-15-1-60-66
  17. Сенча А.Н., Поморцев А.В., Костюков К.В., и др. Ультразвуковая диагностика заболеваний органов малого таза. Избранные вопросы. М.: МЕДпресс-информ, 2023. [Sencha AN, Pomortsev AV, Kostiukov KV, et al. Ul'trazvukovaia diagnostika zabolevanii organov malogo taza. Izbrannye voprosy. Moscow: MEDpress-inform, 2023 (in Russian)].
  18. Филиппова Е.С., Баженов И.В., Зырянов А.В., Журавлев В.Н. Гиперактивный мочевой пузырь: уродинамические особенности гиперактивности детрузора в зависимости от причины нарушений мочеиспускания. Урология. 2021;3:39-44 [Philippova ES, Bazhenov IV, Ziryanov AV, Zhuravlev VN. Overactive bladder: urodynamic characteristics of detrusor overactivity due to the etiology of low urinary tract dysfunction. Urologiia. 2021;3:39-44 (in Russian)]. doi: 10.18565/urology.2021.3.39-44
  19. Сапоженкова Е.В., Колпаков В.В., Бердичевский Б.А., Бердичевский В.Б. Функциональные особенности детрузора по данным ультразвукового и допплерографического исследования. Современные вопросы биомедицины. 2022;6(3) [Sapozhenkova EV, Kolpakov VV, Berdichevskij BA, Berdichevskij VB. Functional features of the detrusor muscle according to ultrasound and doppler examination. Modern Issues of Biomedicine. 2022;6(3) (in Russian)]. doi: 10.51871/2588-0500_2022_06_03_25
  20. Краснова И.А., Бреусенко В.Г., Евсеев А.А., и др. Эхографические критерии 2D и 3D оценки эффективности лечения сочетанных форм пролапса тазовых органов и стрессового недержания мочи. Акушерство и гинекология. 2022;5:140-8 [Krasnova IA, Breusenko VG, Evseev AA, et al. 2D and 3D echographic evaluation of the efficiency of treatment for combined types of pelvic organ prolapse and stress urinary incontinence. Obstetrics and Gynecology. 2022;5:140-8 (in Russian)]. doi: 10.18565/aig.2022.5.140-148
  21. Ali MM, Ahmed A-F, Khaled SM, et al. Accuracy of ultrasound-measured bladder wall thickness for the diagnosis of detrusor overactivity. African Journal of Urology. 2015;21(1):25-9. doi: 10.1016/j.afju.2014.11.005
  22. Antunes-Lopes T, Cruz F. Urinary biomarkers in overactive bladder: Revisiting the evidence in 2019. Eur Urol Focus. 2019;5(3):329-36. doi: 10.1016/j.euf.2019.06.006
  23. Gharibvand MM, Kazemi M, Motamedfar A, et al. The role of ultrasound in diagnosis and evaluation of bladder tumors. J Family Med Prim Care. 2017;6(4):840-3. doi: 10.4103/jfmpc.jfmpc_186_17
  24. Latthe P, Middleton L, Rachaneni S, et al. BUS Collaborative Group. Ultrasound bladder wall thickness and detrusor overactivity: a multicentre test accuracy study. BJOG. 2017;124(9):1422-9. doi: 10.1111/1471-0528.14503
  25. Dekhtiar Y, Kostyev F, Zacheslavsky O, Kuznietsov D. Urodynamic characteristics of lower urinary tract of patients with idiopathic overactive bladder. Urol Ann. 2019;11(1):83-6. doi: 10.4103/UA.UA_37_18

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Consilium Medicum

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС77-63969 от 18.12.2015. 
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия
ЭЛ № ФС 77 - 69134 от  24.03.2017.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies