The theme of syphilis in fiction XVI-XX centuries

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Until the beginning of the ХХ century, syphilis was a fairly common disease, which found a bright, memorable reflection in the fiction of those times. This fact has played a great role in spreading knowledge about the consequences of this disease among the reading public, since special medical literature is available only to a small segment of the population, mainly armed with special education.

Full Text

Во все времена лучшие врачи посвящали свою жизнь борьбе с сифилисом. Еще основоположник научной сифилидологии А. Фурнье понимал, что как бы популярно ни излагать перед широкой публикой научные истины, как бы красочно, интересно и увлекательно ни говорить, это не может сравниться с тем впечатлением, которое остается после чтения художественного произведения. Так, сифилис получил свое название от поэмы Д. Фрака-сторо «Сифилис, или О галльской болезни» (1530 г.). Поэма повествует о том, как пастух по имени Сифилус разгневал богов Олимпа и был наказан ими ужасной болезнью, поразившей все его тело сыпью, бубонами и язвами: «Жил-был в древние времена пастух по имени Сифилус, который отвергал женскую любовь и ласку и знал лишь одну страсть к животным. Пренебрежительное отношение пастуха к женской красоте не могло не вызвать к нему гнева со стороны Венеры, богини красоты, и в наказание она поразила его тяжким недугом». Также в произведении имеются определенные указания на способы лечения сифилиса ртутью, серой и гваяковым корнем, тут же содержатся и намеки на то, что сифилис был занесен в Европу из Америки матросами Колумба [1] (рис. 1). Франсуа-Марии Аруэ, он же Вольтер, в своей знаменитой сатире «Кандид, или Оптимизм» (1759 г.) дает замечательное описание больного с третичной формой сифилиса: «Кандид, гуляя однажды по улице, встретил нищего, покрытого гнойными язвами, с безжизненными глазами, кривым ртом, изъязвленным носом, черными зубами, глухим голосом, измученного жестоким кашлем, от которого он каждый час выплевывал по зубу. На вопрос, что привело его в такое жалкое состояние, Панглос не без гордости отвечает - любовь...» [2] (рис. 2). У английского писателя А. Конан Дойла в сборнике рассказов «Вокруг красной лампы» (1894 г.) есть три рассказа, которые затрагивают вопрос о сифилисе. Наиболее сильное впечатление оставляет первый из них, «За грехи отцов», в котором рассказывается о молодом человеке, который накануне своего вступления в брак узнает, что болен наследственным сифилисом: «Но где же справедливость, доктор?Если бы я был таким же порочным человеком, как мой дед, тогда это было бы понятно, но я вышел не в него, а в своего отца. В чем была моя вина? Разве в том, что я родился на свет? И вот я уничтожен, втоптан в грязь в тот самый момент, когда жизнь казалась мне такой прекрасной. Мы говорим о грехах отцов. Как же велик тогда грех самого Создателя!» Из второго короткого рассказа «У камина» можно получить представление о симптомах прогрессивного паралича. Наконец, в третьем рассказе, называющемся «Из впечатлений врача», хорошо описаны симптомы спинной сухотки [3] (рис. 3). Рис. 1. Рис. 2. 1694-1778 гг. Рис. 4. 1868-1936 гг. Рис. 5. При чтении этих замечательных рассказов невольно вспоминается повесть М. Горького «Трое» (1900 г.). Там Павел любит проститутку Веру и кое-как мирится с сознанием, что принадлежит она не только ему, но и всякому, кто платит ей за любовь. Но, когда кто-то заражает ее венерической болезнью, которую она, еще не зная о том, что больна, передает в свою очередь Павлу, он зажигается ненавистью к ней. М. Горький вновь поднимает эту тему в рассказе «Стра-сти-мордасти» (1913 г.), где профессионально, с присущим писателю мастерством описывается картина третичного сифилиса: «Переносье провалилось, остаток носа торчит пуговкой, вверх, верхняя губа, подтянутая шрамом, обнажает мелкие зубы, ее маленькое пухлое лицо улыбается отталкивающей улыбкой» [4, 5] (рис. 4). В романе Д.С. Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» (1901 г.) есть характерное место: «Монсиньор, - обратился к врачу герцогский астролог Вальгулио, - правда ли, будто эта болезнь передается через воздух? Врач сомнительно пожал плечами. - Конечно, через воздух! - подтвердил Макиавелли с лукавой усмешкой. - Как же иначе могла бы она распространиться не только в мужских, но и в женских обителях?» Эта характерная сценка не лишена исторической правды. Когда сифилис впервые получил эпидемическое распространение в Италии (1495 г.) и стал быстро распространяться по соседним странам, он не щадил ни возраста, ни пола. Не зная, как его лечить, устраивали молебны, крестные ходы, сжигали еретиков. И только спустя несколько лет стали догадываться, что болезнь является результатом любовных утех [6] (рис. 5). В рассказе Е.Н. Чирикова «Танино счастье» (1903 г.) можно узнать об истории любви между проституткой Таней и обычным банщиком Никифором: «Однажды у самых дверей кто-то робко окликнул Никифора по имени и отчеству. Еле-еле узнал он Таню. Она была худая и бледная, и все лицо ее было покрыто красными точками; глаза смотрели тускло, и не было в ней прежней радости жизни» [7] (рис. 6). Во времена Куприна среди военных сифилис был распространен в большей степени, чем среди остального населения. Сразу вспоминается произведение автора «Свадьба» (1908 г.). Там офицер Штейн, страдающий третичной формой сифилиса, возмущается несправедливостью и даже подлостью командира полка, который посоветовал ему или серьезно лечиться, или уходить из полка: «Весь полк болен этой же самой болезнью, - говорили однополчане. - Разве Штейн виноват, что она бросилась ему именно в лицо, а не в ноги или на мозг, как другим? Это свинство! В третичном периоде болезнь вовсе не заразительна - это всякий дурак знает. А службу он несет не хуже любого другого в полку». [8]. Все знают яркое и смелое произведение А.И. Куприна «Яма» (1909 г.), в котором одна из проституток, Женя, заболевает сифилисом. Это открытие производит на нее гнетущее впечатление и приводит ее к мысли умереть. Прежде чем покончить с собой, она хочет сначала насладиться местью, передав свою болезнь мужчинам: «Нет, Коля, не только нос! Человек заболевает весь: заболевают его кости, жилы, мозги... Человек гниет десять, двадцать, тридцать лет. Каждую секунду его может разбить паралич, так, что правая половина, правая рука, правая нога умирают, живет не человек, а какая-то половинка. Получеловек-полутруп... У сифилитиков дети родятся уродами, недоносками, чахоточными, идиотами... Вот, Коля, что собой представляет эта болезнь» [9] (рис. 7). На жесткость и несправедливость людей, отшатывающихся от больного сифилисом, как от чумного или прокаженного, жалуется и отверженная некогда очень известная Рис. 6. Рис. 7. 1870-1938 гг. Рис. 8. Рис. 9. артистка Матузова в романе А.В. Амфитеатрова «Девяти-десятники» (1909 г.). В одном маленьком провинциальном городишке какой-то поклонник заразил ее сифилисом: «Товарищи едва здороваются, прикоснуться боятся, репетируют со мной в перчатках, нарочно чтобы мне презрение свое показать. Словно я одна? Разве я не знаю, что половина их больна не хуже меня, да не пойманы, не воры... Вы не бойтесь, что я вас за руку взяла. Ведь то давно было. Больше не опасно. Гуммозная форма. Вы знаете? - это значит, что женщина где-то внутри гниет и погибает, как яблоко от червяка...» [10] (рис. 8). Произведение С.С. Юшкевича «Леон Дрей» (1911 г.) хорошо рассказывает о похождениях легкомысленного донжуана, соблазнителя честных девиц, состоящего на содержании «порядочных семейных дам», от одной из которых он и получает свое заболевание: «Прежде чем лечить, Леон стал осматривать свое тело, не вскочил ли прыщик какой-нибудь, и вдруг вздрогнул. Он почувствовал отчаянный холод. Как будто длинная игла пронзила его сердце, раз, другой... “Нос упадет”, - пронеслось у него в голове, и он с ужасом схватился за нос, на месте ли он. И снова длинная и отравленная игла мучительно вонзилась в его сердце. “Пулю в лоб! Сейчас!” - мысленно кричал он через минуту» [11] (рис. 9). Заключение В заключение хотелось бы сказать, что до начала ХХ в. сифилис был довольно распространенным заболеванием. И, хотя в художественной литературе мало уделялось внимания этой «неприличной» теме, совершенно обойти ее она не могла. Слишком большое место в жизни отдельной личности и целого общества занимала эта проблема. Кроме указанных в статье авторов ярко отразили эту непростую тему такие писатели, как Г. Флобер («Бувар и Пекюше», 1881), Г. Ибсен («Привидения», 1881), Ги де Мопассан («Койка №29», 1885), И. Зангвиль («Мечтатели гетто», 1898), Л. Андреев («В тумане», 1902), В. Маргерит («Проститутка», 1907). Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflict of interests. The authors declare that there is not conflict of interests.
×

About the authors

Igor Yu. Golousenko

Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry

Email: igor_golousenko5@mail.ru
Moscow, Russia

Kirill I. Medvedev

Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry

Moscow, Russia

References

  1. Fracastoro G. Syphilidis, sive Morbi Gallici, 1530.
  2. Arouet FM. Candide, ou l’Optimisme, 1759.
  3. Дойл А.К. Вокруг красной лампы (записки врача). Сб. Лондон: Methnen, 1894.
  4. Горький М. Трое. Жизнь; 1900-1901.
  5. Горький М. Страсти-мордасти. Цикл «По Руси». Современник. 1913.
  6. Мережковский Д.С. Воскресшие боги. Леонардо да Винчи. Trajectory, 1901.
  7. Чириков Е.Н. Танино счастье. Рассказы в 3 т. Т. 3. СПб.: Знание, 1903.
  8. Куприн А.И. Свадьба. Сб. Зарницы. СПб.: Изд. З.И. Гржебина, 1908.
  9. Куприн А.И. Яма. Сб. Земля. М., 1909.
  10. Амфитеатров А.В. Девяти-десятники. СПб.: Прометей, 1910.
  11. Юшкевич С.С. Леон Дрей. СПб.: Жизнь. Знание, 1911.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 Consilium Medicum

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС77-63969 от 18.12.2015. 
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия
ЭЛ № ФС 77 - 69134 от  24.03.2017.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies