Этика либертарианства и идеология потребления в свете концепции «заботы о себе»

封面

如何引用文章

全文:

详细

Обоснование. В классической философии понятие «забота о себе» подразумевало направленность человека на вечные ценности, чтобы человек мог воплотить в своей жизни неизменную идеальную сущность человека. В современной философии человек рассматривается как нечто уникальное и непознаваемое, а концепция «заботы о себе» предполагает то, что человек должен сам о себе позаботиться, сам должен выбрать свои ориентиры, которые не имеют универсального характера.

Цель — исследовать влияние современной философии на то, как человек воспринимает цели и задачи заботы о себе.

Методы. Исследование опирается на анализ концепции «заботы о себе» в работах Мишеля Фуко, Роберта Нозика, а также идеологии потребления в философии Жана Бодрийяра. Кроме того, акцентируется внимание на ценностных установках, которые содержатся в произведениях вышеупомянутых философов.

Результаты. Концепция заботы о себе Мишеля Фуко отсылает к античности, где тезис «познай самого себя» был направлен на «практику истины», чтобы человек стал тем, кем он должен быть. Фуко переносит установки античной культуры в современность — человек должен жить исходя из истины того, кем он является, в этом заключается принцип разумного поведения человека.

Либертарианская политическая философия Роберта Нозика поддерживает установку постмодернизма на децентрализацию культуры — у человека в современном мире нет авторитетов и абсолютных истин, только сам человек должен знать и понимать, как ему жить, как воспитывать детей, как себя лечить [3]. Культура постмодерна отрицает иерархии, отрицает доминирование, господство и насилие властных институтов. В рамках либертарианства существенным становится вопрос Эриха Фромма, что такое «свобода от» и «свобода для» [4]. «Свобода от» отрицает категорию ответственности в современной культуре, а «свобода для», наоборот, утверждает ответственность как основу общественной жизни человека — ответственность перед собой и ответственность перед другими.

Идеология потребления также является частью концепции «заботы о себе» в современной культуре. Последовательным критиком общества потребления был Жан Бодрийяр [1]. Бодрийяр считал, что культура потребления навязана человеку. Потребление в современном обществе культивируется как проявление человеком «заботы о себе», как выражение свободного выбора человека, но, как полагал Бодрийяр, культура потребления имеет не антропологические, а экономические основания: современный человек должен наращивать свое потребление не для себя, а для того, чтобы поддерживать существование капиталистической экономики [2].

Представляет также интерес роль искусства в формировании либертарианских и потребительских установок в современной культуре. Славой Жижек в своем «Киногиде извращенца» анализирует фильм «Звуки музыки» 1965 года, где рассказана история молодой послушницы, которая вместо монастырской жизни выбирает обычную жизнь с любимым человеком. Жижек отмечает, что сюжет этого фильма намеренно нереалистичный, отрицающий и обесценивающий нормы католической церкви, потому что современная аудитория не готова принять церковные ограничения и запреты, которые воспринимаются как препятствие к счастливой жизни. Фильм продвигает ценностные установки приоритета личного счастья над общественными обязательствами, а также утверждает идею о том, что в современном обществе человеку должны быть доступны все удовольствия.

Выводы. Концепция «заботы о себе» в современной культуре основывается на установках либертарианства и идеологии потребления, что означает новый культурный императив для человека — самоопределение и самоутверждение. Современное общество как бы делает человеку привлекательное предложение — выбирай себя, но за этим предложением стоят идеологемы, которые человек не всегда может осмыслить, для критики и рефлексии этих идеологем современному человеку необходимо развивать навыки критического мышления.

全文:

Обоснование. В классической философии понятие «забота о себе» подразумевало направленность человека на вечные ценности, чтобы человек мог воплотить в своей жизни неизменную идеальную сущность человека. В современной философии человек рассматривается как нечто уникальное и непознаваемое, а концепция «заботы о себе» предполагает то, что человек должен сам о себе позаботиться, сам должен выбрать свои ориентиры, которые не имеют универсального характера.

Цель — исследовать влияние современной философии на то, как человек воспринимает цели и задачи заботы о себе.

Методы. Исследование опирается на анализ концепции «заботы о себе» в работах Мишеля Фуко, Роберта Нозика, а также идеологии потребления в философии Жана Бодрийяра. Кроме того, акцентируется внимание на ценностных установках, которые содержатся в произведениях вышеупомянутых философов.

Результаты. Концепция заботы о себе Мишеля Фуко отсылает к античности, где тезис «познай самого себя» был направлен на «практику истины», чтобы человек стал тем, кем он должен быть. Фуко переносит установки античной культуры в современность — человек должен жить исходя из истины того, кем он является, в этом заключается принцип разумного поведения человека.

Либертарианская политическая философия Роберта Нозика поддерживает установку постмодернизма на децентрализацию культуры — у человека в современном мире нет авторитетов и абсолютных истин, только сам человек должен знать и понимать, как ему жить, как воспитывать детей, как себя лечить [3]. Культура постмодерна отрицает иерархии, отрицает доминирование, господство и насилие властных институтов. В рамках либертарианства существенным становится вопрос Эриха Фромма, что такое «свобода от» и «свобода для» [4]. «Свобода от» отрицает категорию ответственности в современной культуре, а «свобода для», наоборот, утверждает ответственность как основу общественной жизни человека — ответственность перед собой и ответственность перед другими.

Идеология потребления также является частью концепции «заботы о себе» в современной культуре. Последовательным критиком общества потребления был Жан Бодрийяр [1]. Бодрийяр считал, что культура потребления навязана человеку. Потребление в современном обществе культивируется как проявление человеком «заботы о себе», как выражение свободного выбора человека, но, как полагал Бодрийяр, культура потребления имеет не антропологические, а экономические основания: современный человек должен наращивать свое потребление не для себя, а для того, чтобы поддерживать существование капиталистической экономики [2].

Представляет также интерес роль искусства в формировании либертарианских и потребительских установок в современной культуре. Славой Жижек в своем «Киногиде извращенца» анализирует фильм «Звуки музыки» 1965 года, где рассказана история молодой послушницы, которая вместо монастырской жизни выбирает обычную жизнь с любимым человеком. Жижек отмечает, что сюжет этого фильма намеренно нереалистичный, отрицающий и обесценивающий нормы католической церкви, потому что современная аудитория не готова принять церковные ограничения и запреты, которые воспринимаются как препятствие к счастливой жизни. Фильм продвигает ценностные установки приоритета личного счастья над общественными обязательствами, а также утверждает идею о том, что в современном обществе человеку должны быть доступны все удовольствия.

Выводы. Концепция «заботы о себе» в современной культуре основывается на установках либертарианства и идеологии потребления, что означает новый культурный императив для человека — самоопределение и самоутверждение. Современное общество как бы делает человеку привлекательное предложение — выбирай себя, но за этим предложением стоят идеологемы, которые человек не всегда может осмыслить, для критики и рефлексии этих идеологем современному человеку необходимо развивать навыки критического мышления.

×

作者简介

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

编辑信件的主要联系方式.
Email: lisina2006@yandex.ru

студентка, группа 5101-470401D, социологический факультет

俄罗斯联邦, Самара

参考

  1. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. Москва: Академический Проект, 2007. 335 с. EDN: QOHHJV
  2. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Москва: АСТ, 2021. 384 с.
  3. Нозик Р. Анархия, государство и утопия / под ред. Ю. Кузнецова, А. Куряева. Москва: ИРИСЭН, 2008. 424 с.
  4. Фромм Э. Бегство от свободы. Москва: Издательство АСТ, 2019. 288 с.

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

版权所有 © Лисина Н.А., 2025

Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名 4.0国际许可协议的许可