Этика либертарианства и идеология потребления в свете концепции «заботы о себе»
- Autores: 1
-
Afiliações:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Edição: Volume 2 (2025)
- Páginas: 29-30
- Seção: ЧАСТЬ II. Философия
- ##submission.dateSubmitted##: 19.05.2025
- ##submission.dateAccepted##: 30.05.2025
- ##submission.datePublished##: 06.11.2025
- URL: https://consilium.orscience.ru/osnk-sr2025/article/view/679886
- ID: 679886
Citar
Texto integral
Resumo
Обоснование. В классической философии понятие «забота о себе» подразумевало направленность человека на вечные ценности, чтобы человек мог воплотить в своей жизни неизменную идеальную сущность человека. В современной философии человек рассматривается как нечто уникальное и непознаваемое, а концепция «заботы о себе» предполагает то, что человек должен сам о себе позаботиться, сам должен выбрать свои ориентиры, которые не имеют универсального характера.
Цель — исследовать влияние современной философии на то, как человек воспринимает цели и задачи заботы о себе.
Методы. Исследование опирается на анализ концепции «заботы о себе» в работах Мишеля Фуко, Роберта Нозика, а также идеологии потребления в философии Жана Бодрийяра. Кроме того, акцентируется внимание на ценностных установках, которые содержатся в произведениях вышеупомянутых философов.
Результаты. Концепция заботы о себе Мишеля Фуко отсылает к античности, где тезис «познай самого себя» был направлен на «практику истины», чтобы человек стал тем, кем он должен быть. Фуко переносит установки античной культуры в современность — человек должен жить исходя из истины того, кем он является, в этом заключается принцип разумного поведения человека.
Либертарианская политическая философия Роберта Нозика поддерживает установку постмодернизма на децентрализацию культуры — у человека в современном мире нет авторитетов и абсолютных истин, только сам человек должен знать и понимать, как ему жить, как воспитывать детей, как себя лечить [3]. Культура постмодерна отрицает иерархии, отрицает доминирование, господство и насилие властных институтов. В рамках либертарианства существенным становится вопрос Эриха Фромма, что такое «свобода от» и «свобода для» [4]. «Свобода от» отрицает категорию ответственности в современной культуре, а «свобода для», наоборот, утверждает ответственность как основу общественной жизни человека — ответственность перед собой и ответственность перед другими.
Идеология потребления также является частью концепции «заботы о себе» в современной культуре. Последовательным критиком общества потребления был Жан Бодрийяр [1]. Бодрийяр считал, что культура потребления навязана человеку. Потребление в современном обществе культивируется как проявление человеком «заботы о себе», как выражение свободного выбора человека, но, как полагал Бодрийяр, культура потребления имеет не антропологические, а экономические основания: современный человек должен наращивать свое потребление не для себя, а для того, чтобы поддерживать существование капиталистической экономики [2].
Представляет также интерес роль искусства в формировании либертарианских и потребительских установок в современной культуре. Славой Жижек в своем «Киногиде извращенца» анализирует фильм «Звуки музыки» 1965 года, где рассказана история молодой послушницы, которая вместо монастырской жизни выбирает обычную жизнь с любимым человеком. Жижек отмечает, что сюжет этого фильма намеренно нереалистичный, отрицающий и обесценивающий нормы католической церкви, потому что современная аудитория не готова принять церковные ограничения и запреты, которые воспринимаются как препятствие к счастливой жизни. Фильм продвигает ценностные установки приоритета личного счастья над общественными обязательствами, а также утверждает идею о том, что в современном обществе человеку должны быть доступны все удовольствия.
Выводы. Концепция «заботы о себе» в современной культуре основывается на установках либертарианства и идеологии потребления, что означает новый культурный императив для человека — самоопределение и самоутверждение. Современное общество как бы делает человеку привлекательное предложение — выбирай себя, но за этим предложением стоят идеологемы, которые человек не всегда может осмыслить, для критики и рефлексии этих идеологем современному человеку необходимо развивать навыки критического мышления.
Palavras-chave
Texto integral
Обоснование. В классической философии понятие «забота о себе» подразумевало направленность человека на вечные ценности, чтобы человек мог воплотить в своей жизни неизменную идеальную сущность человека. В современной философии человек рассматривается как нечто уникальное и непознаваемое, а концепция «заботы о себе» предполагает то, что человек должен сам о себе позаботиться, сам должен выбрать свои ориентиры, которые не имеют универсального характера.
Цель — исследовать влияние современной философии на то, как человек воспринимает цели и задачи заботы о себе.
Методы. Исследование опирается на анализ концепции «заботы о себе» в работах Мишеля Фуко, Роберта Нозика, а также идеологии потребления в философии Жана Бодрийяра. Кроме того, акцентируется внимание на ценностных установках, которые содержатся в произведениях вышеупомянутых философов.
Результаты. Концепция заботы о себе Мишеля Фуко отсылает к античности, где тезис «познай самого себя» был направлен на «практику истины», чтобы человек стал тем, кем он должен быть. Фуко переносит установки античной культуры в современность — человек должен жить исходя из истины того, кем он является, в этом заключается принцип разумного поведения человека.
Либертарианская политическая философия Роберта Нозика поддерживает установку постмодернизма на децентрализацию культуры — у человека в современном мире нет авторитетов и абсолютных истин, только сам человек должен знать и понимать, как ему жить, как воспитывать детей, как себя лечить [3]. Культура постмодерна отрицает иерархии, отрицает доминирование, господство и насилие властных институтов. В рамках либертарианства существенным становится вопрос Эриха Фромма, что такое «свобода от» и «свобода для» [4]. «Свобода от» отрицает категорию ответственности в современной культуре, а «свобода для», наоборот, утверждает ответственность как основу общественной жизни человека — ответственность перед собой и ответственность перед другими.
Идеология потребления также является частью концепции «заботы о себе» в современной культуре. Последовательным критиком общества потребления был Жан Бодрийяр [1]. Бодрийяр считал, что культура потребления навязана человеку. Потребление в современном обществе культивируется как проявление человеком «заботы о себе», как выражение свободного выбора человека, но, как полагал Бодрийяр, культура потребления имеет не антропологические, а экономические основания: современный человек должен наращивать свое потребление не для себя, а для того, чтобы поддерживать существование капиталистической экономики [2].
Представляет также интерес роль искусства в формировании либертарианских и потребительских установок в современной культуре. Славой Жижек в своем «Киногиде извращенца» анализирует фильм «Звуки музыки» 1965 года, где рассказана история молодой послушницы, которая вместо монастырской жизни выбирает обычную жизнь с любимым человеком. Жижек отмечает, что сюжет этого фильма намеренно нереалистичный, отрицающий и обесценивающий нормы католической церкви, потому что современная аудитория не готова принять церковные ограничения и запреты, которые воспринимаются как препятствие к счастливой жизни. Фильм продвигает ценностные установки приоритета личного счастья над общественными обязательствами, а также утверждает идею о том, что в современном обществе человеку должны быть доступны все удовольствия.
Выводы. Концепция «заботы о себе» в современной культуре основывается на установках либертарианства и идеологии потребления, что означает новый культурный императив для человека — самоопределение и самоутверждение. Современное общество как бы делает человеку привлекательное предложение — выбирай себя, но за этим предложением стоят идеологемы, которые человек не всегда может осмыслить, для критики и рефлексии этих идеологем современному человеку необходимо развивать навыки критического мышления.
Sobre autores
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Autor responsável pela correspondência
Email: lisina2006@yandex.ru
студентка, группа 5101-470401D, социологический факультет
Rússia, СамараBibliografia
- Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. Москва: Академический Проект, 2007. 335 с. EDN: QOHHJV
- Бодрийяр Ж. Общество потребления. Москва: АСТ, 2021. 384 с.
- Нозик Р. Анархия, государство и утопия / под ред. Ю. Кузнецова, А. Куряева. Москва: ИРИСЭН, 2008. 424 с.
- Фромм Э. Бегство от свободы. Москва: Издательство АСТ, 2019. 288 с.
Arquivos suplementares



