Screening method for examination of patient with aphasia

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

We developed a method to aphasia disorders by testing speech production in patients with brain lesions. A distinctive feature of the proposed method is that the examination includes independent modules, which are grouped in several units according to the forms of aphasia. Each unit tests the type and degree of speech disorder by analysis of observed symptoms. The method allows stating a precise diagnosis and excludes subjective estimation of a patient by a specialist.

Full Text

В неврологическом отделении ГБУЗ МО «МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского» разработана методика диаг- ностики афазии. Алгоритм обследования в предлагаемой методике качественно меняет всю систему диагностирова- ния и реабилитации больных, сокращая время определе- ния диагноза, исключая субъективность оценки больного специалистом и ускоряя начало курса восстановления. Продолжительность обследования составляет от 5 до 30 мин и не требует от больного большой психической нагрузки. Результат достигается за счет комплексного подхода к выбору заданий, направленных одновременно на обследо- вание речи и неречевых высших психических функций, входящих в синдром каждой конкретной формы афазии. Такой подход позволяет выявить форму афазии и опреде- лить степень ее выраженности не только с большой степе- нью вероятности, но и за короткий промежуток времени. Изобретение относится к неврологии, логопедии и реа- билитации, восстановительному лечению больных с орга- ническим поражением головного мозга, распадом речево- го мышления, проявляющимся в форме афазии. Патогенез афазии характеризуется системным нарушением функ- ционирования речевого мышления вследствие органиче- ского поражения головного мозга. От синдрома афазии следует дифференцировать мутизм, т.е. произвольный от- каз от речевого общения, не обусловленный органически- ми изменениями в коре головного мозга. В начале обследования фиксируют общие сведения о больном, неврологический диагноз, группу инвалидности, образование, особенности эмоционально-волевой сферы больного, уточняется наличие или отсутствие очагового поражения головного мозга по данным объективных ис- следований (компьютерная/магнитно-резонансная томо- графия). Затем начинается собственно исследование рече- вого мышления больного, которое состоит из нескольких независимых модулей. Смена инструкции (переход к сле- дующему заданию) происходит по событию выбора по- следнего элемента в предлагаемом задании либо по ис- течении отведенного на выполнение задания времени. Скрининг-обследование больного с речевыми наруше- ниями проводит экспериментатор: врач-невролог, лого- пед, клинический психолог. Первоначально регистрируются анамнестические данные каждого больного, затем начинается его обследование по модульной системе. Модуль «Грубая сенсомоторная афазия» Ситуативная беседа. Предлагаются 3 ситуативных во- проса. Адекватными считаются как утвердительный, так и отрицательный ответы. Каждый ответ оценивается в 1 балл. Время ожидания ответа - 30 с. Ответьте на вопрос, выбрав один из вариантов ответа: Голова болит? да нет Вы сегодня завтракали? да нет Вам жарко? да нет Автоматизированная речь. Предъявляются 2 автома- тизированных ряда: счет до 10 и дни недели. Правильное выполнение каждой инструкции оценивается в 1 балл. Время ожидания ответа - 2 мин. Продолжите ряд цифр: 1 один 2 два 3 три 10 десять 7 семь 4 четыре 5 пять 9 девять 8 восемь 6 шесть Продолжите ряд названий дней недели: поне- дельник втор- ник среда суббота воскре- сенье пятни- ца чет- верг Дописывание стойких речевых конструкций. Предлагаются незавершенные стойкие речевые конструк- ции и варианты их окончания. Правильный выбор оконча- ния оценивается в 1 балл. Время ожидания ответа - 30 с. Понимание простейших речевых инструкций. Правильное выполнение любой инструкции оценивается в 1 балл. Время ожидания ответа - 30 с: Закройте глаза. Откройте рот. Algorithms of diagnostics and treatment Надуйте щеки. Поднимите руки вверх. Результат обследования: 0-6 баллов - тотальная афазия. Рекомендуется модуль 2. Исключение мутизма; 7-9 баллов - грубая сенсомоторная афазия; 10-12 баллов - грубой сенсомоторной афазии нет. Рекомендовано дальнейшее обследование больного. Модуль «Исключение мутизма» Дописывание в тексте пропущенных слов. Предъ- является текст с пропущенными словами. Задача - вста- вить пропущенные слова в текст, выбрав одно из предло- женных. Правильное выполнение задания (1 балл) допус- кает не более 2 ошибок. Время ожидания ответа - 3 мин. Показ предметных картинок. Предъявляются 6 кар- тинок и вопросы к ним. Задача - показать картинку соглас- но инструкции. Правильное выполнение задания (оценка в 1 балл) допускает не более 1 ошибки. Время ожидания от- вета - 30 с. Дописывание предложений. Предъявляется текст, содержащий незавершенные предложения и отдельные слова. Задача - дописать эти предложения, выбрав одно из предложенных слов. Максимальная оценка - 4 балла. Если пациент совершает 1-2 ошибки, оценка снижается до 3 баллов; 3 ошибки оцениваются в 2 балла; 4 ошибки оце- ниваются в 1 балл. Время ожидания ответа - 3 мин. Логическая задача. Предъявляется логическая задача с 2 вариантами ответов на нее. Задача - выбрать правиль- ный вариант ответа. Оценка - 1 балл. Время ожидания от- вета - 1 мин. Ответьте на вопрос, выбрав ответ в одной из серых ячеек: Аптека находится за домом перед магазином. Дольше всего идти до аптеки или до магазина? (до магазина) до аптеки до магазина Результат обследования: 0-2 балла - мутизма нет. Ставится диагноз: тотальная афазия; 3 балла - проводится дополнительное обследование с целью исключения мутизма. В результате обследова- ния: а) 0 баллов - мутизм исключается, ставится гру- бая сенсомоторная афазия; б) 1 балл - мутизм под- тверждается; 4-6 баллов - мутизм. Модуль «Акустико-гностическая афазия» Показ сюжетных картинок. Предъявляются 4 сюжет- ные картинки. Задача - показать картинку согласно ин- струкции. Каждое правильное указание сюжетной картин- ки оценивается в 1 балл. Время ожидания - 30 с. Показ предметных картинок. Предъявляются 4 пред- метные картинки. Задача - показать картинку согласно инструкции. Каждое правильное указание предметной картинки оценивается в 1 балл. Время ожидания ответа - 30 с. Раскладывание подписей к предметным картин- кам. Предъявляются картинки. Задача - «подписать» нуж- ную картинку, выбрав одно из слов, предъявленных в ячей- ках. Каждое правильное нахождение предмета оценивает- ся в 1 балл. Время ожидания ответа - 1 мин. Фонематическое восприятие. Предъявляются 4 се- рии слогов и 2 серии слов. Далее в случайном порядке вос- производятся серии слогов и слов. Задача больного - по- казать те слоги/слова, которые он услышит. Каждая пра- вильно указанная серия оценивается в 1 балл. Время ожи- дания ответа - 30 с. Покажите слоги, которые услышите: ба-ба-па па-па-ба та-та-да да-да-та почка-дочка-точка бочка-точка-дочка Составление слов из букв. Заданы буквы с целью состав- ления из них слова, причем имеются два условия: 1) одна из букв лишняя; 2) первая буква в каждом загаданном слове уже дана. Каждое правильно составленное слово оценива- ется в 1 балл. Время ожидания - 2 мин. Результат обследования: 20-22 балла - акустико-гностической афазии нет; 16-19 баллов - акустико-гностическая афазия легкой степени тяжести; 13-15 баллов - акустико-гностическая афазия сред- ней степени тяжести; 0-12 баллов - акустико-гностическая афазия грубой степени тяжести. Модуль «Акустико-мнестическая афазия» Показ недорисованных предметных картинок. Предъявляются недорисованные картинки. Задача - пока- зать нужную картинку согласно инструкции. Каждое пра- вильное указание картинки оценивается в 1 балл. Время ожидания - 30 с. Объяснение функциональных назначений пред- метов. Предъявляются 5 картинок предметов, 8 названий действий с предметами. Задача - выбрать нужную картин- ку согласно заданной инструкции. Каждое правильное ука- зание картинки оценивается в 1 балл. Время ожидания от- вета - 2 мин. Подбор аналогии. Предъявляются 2 пары слов. За- дача - подобрать к одному из слов пару по аналогии с при- мером. Каждое правильное указание слова оценивается в 1 балл. Время ожидания ответа - 1 мин. Имеется пример пары слов, объединенных смысловой связью. Есть контрольное слово, к которому требуется подобрать сло- во, образующее с ним аналогичную пару, выбрав одно из слов в зеленых ячейках: яйцо - скорлупа картофель - (шелуха) огород капуста суп шелуха ложка - суп вилка - (мясо) посуда нож тарелка мясо Слухоречевая память на серию слов. Предлагается про- слушать серию слов, затем выбрать эти слова из ряда предло- женных. Максимальная оценка - 2 балла. Порядок выбора слов не имеет значения. Правильное указание от 3 до 4 слов снижает оценку до 1 балла. Время ожидания ответа - 2 мин. Слухоречевая память на текст. Предлагается прослу- шать рассказ, а затем ответить на 4 вопроса по тексту. Каж- дый правильный ответ оценивается в 1 балл. Время ожида- ния ответа - 2 мин. Результат обследования: 16-17 баллов - акустико-мнестической афазии нет; 13-15 баллов - акустико-мнестическая афазия легкой степени тяжести; 7-12 баллов - акустико-мнестическая афазия средней степени тяжести; 0-6 баллов - акустико-мнестическая афазия грубой степени тяжести. Модуль «Семантическая афазия» Зрительно-пространственное восприятие про- порций. Предъявляется горизонтальная прямая линия. Задача - разделить эту линию пополам, отметив ручкой ее середину. Правильное выполнение задания оценивается в 1 балл. Время ожидания ответа - 1 мин. Разделите данную прямую линию пополам, отметив ручкой ее середину. ( ) Зрительно-пространственное восприятие нало- женных изображений. Предъявляются 3 картинки, каж- дая из которых содержит по 3 наложенных друг на друга предмета, 14 названий предметов и инструкцию. Задача - определить, какие предметы изображены на каждой кар- тинке, и подписать их названия, выбрав из предложенных вариантов. Правильный набор ответов к каждой картинке оценивается в 1 балл. Время ожидания ответа - 3 мин. Схема тела. Предъявляется картинка с изображением человека. Затем поочередно предлагаются 4 инструкции. Задача - показать у изображенного на картинке человека ту часть тела, название которой он услышит. Правильное выполнение любой инструкции оценивается в 1 балл. Вре- мя ожидания ответа - 30 с. Определение времени на часах. Предъявляются ча- сы и 2 инструкции. Задача - изобразить на часах предла- гаемое в задании время. Правильное выполнение задания оценивается в 1 балл. Время ожидания ответа - 2 мин. Счетные операции. Предъявляются 3 арифметиче- ских примера, 10 вариантов ответов. Задача - решить эти примеры, выбрав ответ из ряда предложенных вариантов. Правильное выполнение задания оценивается в 1 балл. Время ожидания ответа - 2 мин. Понимание переносного смысла слов. Предъявляют- ся стойкие речевые выражения и ячейки со словами в каче- стве вариантов объяснения этих выражений. Задача - вы- брать правильное объяснение выражения из ряда предло- женных слов. Правильное выполнение задания оценивается в 1 балл. Время ожидания ответа - 1 мин. Понимание логико-грамматических оборотов. Предъявляются 2 фразы, содержащие логико-грамматиче- ские обороты и ячейки со словами-ответами. Задача - от- ветить на вопросы, выбрав один из предложенных вариан- тов ответов. Правильное выполнение задания оценивается в 1 балл. Время ожидания ответа - 2 мин. Результат обследования: 16-17 баллов - семантической афазии нет; 14-15 баллов - семантическая афазия легкой степени тяжести; 8-13 баллов - семантическая афазия средней степени тяжести; 0-7 баллов - семантическая афазия грубой степени тяжести. Модуль «Динамическая афазия» Динамический праксис. Предъявляются 3 картинки, по- очередно озвучиваются инструкции к ним. Задача больно- го - показать ту картинку, название которой он услышал. Каждое правильное указание картинки оценивается в 1 балл. Время ожидания ответа - 30 с. Покажите ту картинку, на которой изображено то, название че- го вы услышите: кулак ребро ладонь Подбор к словам синонимов и антонимов. Предъ- являются 2 группы слов и варианты их: а) синонимов; б) ан- тонимов. Задача - подобрать к словам синонимы и антони- мы. Правильный подбор каждого синонима/антонима оце- нивается в 1 балл. Время выполнения задания - 3 мин. Построение фразы (предложения). Заданы 4, 5 и 3 ячейки со словами. Предлагается составить из этих слов предложение. Порядок слов в предложении непринципиа- лен. Каждое правильно составленное предложение оцени- вается в 1 балл. Время выполнения задания - 3 мин. Решение логических задач. Предъявляются 3 логиче- ские задачи и варианты ответа (по типу «да/нет»). Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Время ожидания ответа - 2 мин. Результат обследования: 14-15 баллов - динамической афазии нет; 12-13 баллов - динамическая афазия легкой степени тяжести; 8-11 баллов - динамическая афазия средней степени тяжести; 0-7 баллов - динамическая афазия грубой степени тяжести. Модуль «Эфферентно-моторная афазия» Воспроизведение дезавтоматизированных рядов. Предъявляется 2 дезавтоматизированных ряда: счет от 10 до 1 и дни недели от воскресенья до понедельника. Пра- вильное выполнение любой инструкции оценивается в 1 балл. Время ожидания ответа - 2 мин. Графический праксис. Предъявляется рисунок ло- маной линии. Задача - продолжить этот рисунок, вы- брав один из двух предъявленных элементов в зеленых ячейках. Максимальная оценка - 2 балла. Оценка снижает- ся до 1 балла, если пациент сделал ошибку только в 1 эле- менте рисунка, до 0 баллов - за 2 ошибки и более. Время ожидания ответа - 1 мин. Посмотрите на рисунок и продолжите его, выбрав один из эле- ментов в серых ячейках. Составление слов из слогов. Предъявляются слоги для составления из них слов. Каждое правильно составленное слово оценивается в 1 балл. Время ожидания ответа - 2 мин. Составление слов из букв с заданной первой бук- вой. Предлагаются буквы. Задача - составить из них слова, всего 4 слова, причем в каждом из них первая буква опре- делена. Каждое правильное выполнение оценивается в 1 балл. Время ожидания ответа - 2 мин. Результат обследования: 10-11 баллов - эфферентно-моторной афазии нет; 8-9 баллов - эфферентно-моторная афазия легкой степени тяжести; 5-7 баллов - эфферентно-моторная афазия средней степени тяжести; 0-4 балла - эфферентно-моторная афазия грубой степени тяжести. Модуль «Афферентно-моторная афазия» Автоматизированное чтение. Предъявляются анкет- ные данные (фамилия, имя, отчество), указанные специа- листом при регистрации. Обследуемый должен узнать эти данные и подтвердить их либо опровергнуть клавишей «да»/«нет». Отсутствие ответа квалифицируется как непра- вильный ответ. Правильное выполнение оценивается в 1 балл. Время ожидания ответа - 1 мин. Вас зовут... (Фамилия, имя, отчество больного) да нет Дописывание слогов. Предъявляются слова, в кото- рых пропущены: а) первые слоги; б) последние слоги. Ря- дом с этими словами написаны слоги. Задача - восставить слова. Каждое правильно составленное слово оценивается в 1 балл. Время ожидания ответа - 2 мин. Составление слов из букв. Предъявляются буквы и предлагается составить из них 4 слова. Каждое правильно составленное слово оценивается в 1 балл. Время ожидания ответа - 2 мин. Отгадывание кроссворда. Предъявляется кроссворд. Все слова в нем заданы по горизонтали, а ключевое слово задано по диагонали. Ключевое слово определяется после отгадывания всего кроссворда. Каждое правильно напи- санное слово, включая ключевое, оценивается в 1 балл. Время ожидания ответа - 5 мин. Дезавтоматизированное письмо. Предлагается на- писать свою фамилию, имя, отчество (правильность за- полнения анкетных данных сверяется с анкетными данны- ми, указанными экспериментатором при регистрации). Максимальная оценка - 2 балла. Наличие 1 ошибки снижа- ет оценку до 1 балла. Две и более ошибки оцениваются в 0 баллов. Время ожидания ответа - 3 мин. Результат обследования: 18-19 баллов - афферентно-моторной афазии нет; 14-17 баллов - афферентно-моторная афазия легкой степени тяжести; 7-13 баллов - афферентно-моторная афазия средней степени тяжести; 0-6 баллов - афферентно-моторная афазия грубой степени тяжести. В результате после проведения обследования больного по сумме баллов в каждом модуле подтверждается или от- вергается диагноз той или иной формы афазии с указа- нием степени выраженности речевого нарушения. С по- мощью предлагаемой методики обследования специа- лист может не только архивировать данные каждого об- следования, но и проводить динамическое наблюдение каждого своего пациента в процессе реабилитации. Дан- ная методика позволяет оценить результативность реа- билитации больных с распадом речевого мышления, об- условленным локальным нарушением мозгового крово- обращения. Методика диагностики формы и степени тяжести афазии прошла апробацию в неврологическом отделении ГБУЗ МО «МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского» в 2014-2015 гг. на 48 больных и доказала свою эффективность: сокращение времени обследования больных; исключение вмешательства специалиста в ход обсле- дования; четкость и точность в определении диагноза; полнота обследования каждой клинической формы афазии; возможность динамического наблюдения больных, проходящих курс реабилитационных логопедиче- ских занятий. Всем обследуемым больным (48 человек) специалистом был поставлен логопедический диагноз, который был под- твержден в 97,8% случаев. В ряде случаев произошло рас- хождение в определении у больных степени выраженности речевого нарушения специалистом и предлагаемом спосо- бе. Это было обусловлено наличием у больных вторичных когнитивных нарушений, сопутствующих афазии и иска- жающих клиническую картину речевых проявлений. Также проводилось динамическое обследование больных после проведенного курса реабилитации, которое позволило до- казать результативность комплексного лечения (сосуди- стой терапии и логопедического воздействия).
×

About the authors

M. M Scherbakova

M.F.Vladimirskiy Moscow Regional Clinical Institute

Email: mmsch@mail.ru
129110, Russian Federation, Moscow, ul. Shchepkina, d. 61/2

S. V Kotov

M.F.Vladimirskiy Moscow Regional Clinical Institute

129110, Russian Federation, Moscow, ul. Shchepkina, d. 61/2

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Consilium Medicum

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС77-63969 от 18.12.2015. 
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия
ЭЛ № ФС 77 - 69134 от  24.03.2017.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies