Safety monitoring of medicines in health facilities: problems and perspective of development

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Legislation in the field of drugs in the Russian Federation fixed responsibility of health professionals to identify, register, timely informing regulators of cases of adverse drug reactions. Despite the improvement of the pharmacovigilance system in Russia, the activity of health professionals to monitor the efficacy and safety of the drugs remains low. The article presents guidelines for creating at medical institutions effective pharmacovigilance system.

Full Text

К онтроль безопасности лекарственной терапии яв- ляется одним из приоритетных направлений раз- вития системы здравоохранения мирового медицин- ского сообщества. По определению Всемирной орга- низации здравоохранения (ВОЗ) «…глобальная без- опасность лекарств зависит от сильных национальных систем, которые контролируют разработку и качество лекарств, сообщают об опасных последствиях и предо- ставляют точную информацию для их безопасного использования» [1]. Фармаконадзор (Pharmacovigilance) - это наука и дея- тельность, направленная на выявление, оценку, понимание и предупреждение неблагоприятных побочных эффектов и/или любых других возможных проблем, связанных с ле- карственными средствами (ЛС). Основные задачи фармаконадзора: Выявление и учет неблагоприятных побочных реак- ций (НПР) для обеспечения безопасности больного. Установление причинно-следственной связи «НПР- лекарство». Мониторинг безопасности лекарственного раститель- ного сырья, БАД и вакцин. Предупреждение НПР. Раннее распознавание риска, связанного с применени- ем ЛС. Принятие соответствующих регуляторных мер по вне- сению новых данных по безопасности ЛС в инструк- цию по медицинскому применению (ИМП), ограниче- ние или отзыв ЛС из обращения на фармацевтическом рынке. Основными звеньями системы фармаконадзора являются субъекты обращения ЛС, региональные центры мониторинга безопасности ЛС, отдел мониторинга эф- фективности и безопасности медицинской продукции Фе- деральной службы по надзору в сфере здравоохранения, органы мониторинга безопасности ЛС ВОЗ (рис. 1). Основным источником информации о НПР служат спонтанные сообщения добровольное или законодатель- но оговоренное информирование регуляторных органов об обнаруженных НПР. Спонтанные сообщения поступают в службу фармаконад- зора от медицинских и фармацевтических работников, производителей ЛС, держателей регистрационных удосто- верений на ЛС, а также от потребителей и пациентов. Спонтанные сообщения не должны быть анонимными и не должны быть причиной профессионального разбира- тельства или преследования врача. Нормативно-правовая база в области фармаконадзора в РФ В нашей стране деятельность в области фармаконадзора регламентирована рядом законодательных актов, ключе- вым из которых является Федеральный закон №61-ФЗ от 12 апреля 2010 г. «Об обращении лекарственных средств»: статья 64. Мониторинг безопасности лекарствен- ных препаратов: «…3. Субъекты обращения лекарственных средств обязаны сообщать в установленном уполномоченным феде- ральным органом исполнительной власти порядке обо всех случаях побочных действий, не указанных в инструкции по применению лекарственного препарата, о серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях при применении лекарствен- ных препаратов, об особенностях взаимодействия ле- карственных препаратов с другими лекарственными препаратами, которые были выявлены при проведении клинических исследований и применении лекарствен- ных препаратов. 4. За несообщение или сокрытие сведений, предусмот- ренных частью 3 настоящей статьи, лица, которым они стали известны по роду их профессиональной деятель- ности, несут ответственность в соответствии с законо- дательством Российской Федерации…». В настоящем законодательном акте даны основные по- нятия в области фармаконадзора [2]: безопасность ЛС характеристика ЛС, основанная на сравнительном анализе его эффективности и риска причинения вреда здоровью; побочное действие реакция организма, возникшая в связи с применением лекарственного препарата (ЛП) в дозах, рекомендуемых в ИМП, для профилактики, ди- агностики, лечения заболевания или реабилитации; серьезная нежелательная реакция нежелательная реакция организма, связанная с применением ЛП, при- ведшая к смерти, врожденным аномалиям или порокам развития либо представляющая собой угрозу жизни, требующая госпитализации или приведшая к стойкой утрате трудоспособности и/или инвалидности; непредвиденная нежелательная реакция неже- лательная реакция организма (в том числе связанная с применением ЛП в соответствии с ИМП), сущность и тяжесть которой не соответствуют информации о ЛП, содержащейся в ИМП. Согласно норм российского законодательства в службу фармаконадзора следует сообщать о/об [3]: НПР (серьезных, несерьезных, неожиданных) на ЛС, зарегистрированных на территории РФ, препаратах традиционной медицины, БАД. Воздействии ЛС на плод во время беременности и но- ворожденных в период лактации; случаях спонтанных абортов на фоне приема ЛС. Рис. 1. Взаимодействие участников системы мониторинга безопасности ЛС. Органы управления ВОЗ (Женева) Центр безопасности ЛС ВОЗ (Упсала, Швеция) Отдел мониторинга эффективности и безопасности медицинской продукции Росздравнадзора Региональные центры мониторинга безопасности ЛС Субъекты обращения ЛС (врачи, медсестры, провизоры, компании-производители, потребители фармацевтической продукции) НПР, возникших в результате злоупотребления и разви- тия зависимости к ЛС и развивающихся вследствие этого осложнениях. Случаях терапевтической неэффективности ЛС. Изменениях лабораторных показателей. Развитии резистентности к ЛС. Последствиях передозировки (случайной или предна- меренной). Неблагоприятных эффектах взаимодействия ЛС. Неожиданных (ранее не известных) терапевтических эффектах. Последствиях ошибок применения ЛС (неправильный путь введения, отпуск или введение неправильного ЛС вследствие схожести упаковок или торговых наимено- ваний). Сообщения направляются в срок не позднее 15 кален- дарных дней со дня, когда стала известна соответствую- щая информация [4]. Сообщения о случаях летального исхода в результате НПР следует направлять в Центральный аппарат Росздрав- надзора в течение 24 ч после получения сведений [5]. Сообщать о НПР следует в: Территориальные управления Росздравнадзора. Региональные центры мониторинга безопасности ЛС. Отдел мониторинга эффективности и безопасности ЛС Росздравнадзора. Если по результатам мониторинга безопасности будет установлено, что применение ЛС представляет угрозу жиз- ни или здоровью пациентов, сведения о ЛС не соответ- ствуют содержащимся в ИМП, Министерство здравоохра- нения РФ принимает решение о/об [6]: приостановлении применения ЛС; внесении изменений в инструкцию; изъятии из обращения ЛС. Эффективное функционирование системы фармако- надзора на государственном уровне возможно при актив- ном участии всех субъектов обращения ЛС. Для широкого вовлечения работников здравоохранения в процесс мони- торинга безопасности лекарств необходимо создание си- стемы фармаконадзора на уровне каждого лечебно-про- филактического учреждения (ЛПУ) в нашей стране. Организация системы фармаконадзора на уровне ЛПУ Для осуществления функции мониторинга безопасно- сти ЛС на уровне ЛПУ Росздравнадзор рекомендует [7]: назначить ответственных лиц по фармаконадзору в ле- чебном учреждении; обеспечить возможность регистрации неблагопри- ятных реакций и случаев терапевтической неэффек- тивности лекарств путем заполнения электронной формы-извещения о НПР через автоматизированную информационную систему (АИС) Росздравнадзора (рис. 2) [8]; случае невозможности использования сети Интернет ввести учетную форму «Извещение о НПР» в каждую амбулаторную карту/историю болезни с обязательным заполнением независимо от наличия или отсутствия НПР у конкретного пациента (рис. 3) [9]. На уровне ЛПУ наиболее компетентным сотрудником, выполняющим функции уполномоченного по фармако- надзору, является врач-клинический фармаколог, в долж- ностные обязанности которого входят «организация ре- гистрации НПР и проведение анализа возникших побоч- ных эффектов ЛС, а также осуществление контроля за своевременным информированием в установленном по- рядке центров по регистрации НПР о зарегистрирован- ных побочных эффектах ЛС» [10]. Основными задачами уполномоченного по фармако- надзору на уровне ЛПУ являются: Сбор информации о НПР от врачей, среднего медпер- сонала, фармацевтических работников аптечных пунктов при ЛПУ, потребителей/пациентов и заполне- ние карт-извещений. Ведение базы данных/реестра НПР на уровне ЛПУ. Внесение информации о НПР в АИС Росздравнадзора (при отсутствии доступа к сети Интернет передача информации о НПР в регуляторные органы в виде карт-извещений на бумажных носителях). Предоставление уточняющей информации о НПР, об- наруженных на территории ЛПУ, по запросам от ре- гиональных центров мониторинга безопасности/тер- риториальных управлений Росздравнадзора/отдела мониторинга эффективности и безопасности ЛС Рос- здравнадзора. Доведение до сведения медицинских работников ЛПУ изменений законодательной базы в области фармако- надзора в РФ; информационных писем Росздравнадзо- ра об отзыве/приостановлении обращения/возобнов- лении обращения ЛС на территории РФ в связи с новы- ми данными об эффективности/безопасности. Информирование сотрудников ЛПУ о порядке запол- нения карт-извещений и сроках предоставления ин- формации о НПР уполномоченному лицу по фармако- надзору в ЛПУ и регуляторные органы. Организация врачебных конференций по вопросам рационального применения ЛС, их побочным эффек- там и лекарственным взаимодействиям. Организация образовательных программ по безопас- ному применению лекарств и сообщению о НПР для пациентов/потребителей в рамках школ и семинаров. Основные проблемы и перспективы развития системы мониторинга безопасности лекарств в ЛПУ Несмотря на активную работу регуляторных органов по развитию и совершенствованию системы фармаконадзо- ра, в нашей стране на сегодняшний день остается много нерешенных проблем. Среди причин занижения сведений о НПР наиболее значимыми являются непонимание акту- альности данной проблемы, большая загруженность меди- цинских работников и отсутствие у них времени для со- ставления отчетов, наличие бюрократических процедур и юридической ответственности за информацию о НПР (страх преследования и последствий сообщения), отсут- ствие обратной связи на локальном уровне, которая яв- ляется важным мотивационным фактором для врача [11]. С целью выявления проблем и нерешенных задач в обла- сти фармаконадзора кафедрой клинической фармаколо- гии Института профессионального образования ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М.Сеченова было проведено ши- рокомасштабное российское фармакоэпидемиологиче- ское исследование по оценке информированности работ- ников здравоохранения и потребителей лекарств по во- просам безопасности и фармаконадзору. В исследовании принимали участие 1123 респондента: 385 врачей разных специальностей, 187 работников ап- тек и 551 пациент/потребитель из Северо-Западного, Центрального, Уральского и Сибирского федеральных округов. Нами были получены неутешительные данные, свиде- тельствующие о недостаточном уровне знаний медработ- ников по фармаконадзору: относительно верно формули- руют термин «фармаконадзор» менее 1/2 (47%) опрошен- ных врачей и 51% фармацевтов, включая в это понятие деятельность по контролю и надзору за качеством, эффек- тивностью и безопасностью лекарств. Более 1/3 (39% вра- чей и 31% фармацевтов) считают, что это «орган исполни- тельной власти, контролирующий производство и оборот ЛС», остальные не знают или затрудняются ответить. Рис. 2. Электронная форма-извещение о НПР в АИС Росздрав- надзора. Термин НПР верно трактуют только 13% врачей и 46% фармацевтов; 39% врачей и 8% фармацевтических работ- ников считают, что это «реакции, не требующие отмены препарата»; 34% фармацевтов - «реакции, требующие при- менения других ЛП», 19% врачей - «аллергическая реак- ция», «сонливость», «тошнота», «диарея», остальные 30% врачей и 12% фармацевтических работников не знают или затрудняются с ответом. В своей практической деятельности 68% врачей, 33% фармацевтических работников и каждый второй пациент (51%) сталкиваются со случаями развития НПР. При этом 72% больных сообщают врачу и 2% - работникам аптек, остальные сами предпринимают меры по купированию НПР путем отмены препарата (40%), уменьшения дозиро- вок и кратности приема (5%), 2% потребителей отдают ле- карство родным или знакомым - «мне не подошло, может, другому подойдет». Особого внимания заслуживает факт, что только 24% врачей и 5% фармацевтов при выявлении НПР заполняют специальную форму-извещение; большинство опрошен- ных (78%) делают запись в амбулаторной карте/истории болезни, отменяют препарат (80%), выясняют связь прие- ма лекарства и развившейся НПР (59%), при этом опираясь только на свое субъективное мнение. Фармацевты пы- таются установить связь «НПР-ЛС» (47%), отменяют пре- парат (46%) и сообщают представителю фармацевтиче- ской компании или заведующему аптеки о случае обраще- ния потребителя с НПР, 19% - никуда не сообщают. Среди причин такой низкой активности врачи отмечали «нехватку времени», «незнание, куда и как отправить фор- му отчета о НПР», некоторые вовсе считали это «нецелесо- образным» и «не задумывались об этом ранее». Среди отве- тов фармацевтических работников имели место равноду- шие («мне все равно») и мнение, что «побочный эффект одного препарата можно легко снять другим лекарством, поэтому нет необходимости об этом сообщать». Среди опрошенных врачей только 1/2 (56%) знают, что в их ЛПУ есть врач-клинический фармаколог, остальные не знают или утверждают, что такого специалиста нет. При этом за консультацией к нему всегда обращаются только 14% врачей, иногда - 28%; основными мотивами таких об- ращений служат случаи обнаружения НПР (33%), уточне- ние дозировок ЛС (12%) и лекарственных взаимодействий (24%). Вместе с тем наше исследование показало, что 54% фармацевтов и 23% врачей рекомендуют лекарства с нару- шением предписаний к применению («off-label»), по несо- ответствующим показаниям и в неадекватных дозировках, при этом 44% применения ЛС «off-label» приходится на пе- диатрическую практику. Среди опрошенных респондентов большинство (95% врачей и 75% фармацевтов) проявляют повышенный инте- рес к проблеме безопасности фармакотерапии, отмечая, что на конгрессах и конференциях разного уровня только 19% докладов отражают эти проблемы, остальные посвя- щены результатам клинических исследований (52%), пре- имуществам одних препаратов и недостаткам других (33%), а также схемам и стандартам терапии (27%). Рис. 3. Извещение о побочном действии, нежелательной реакции или отсутствии ожидаемого терапевтического эф- фекта ЛС. Необходимость специальных обучающих программ и циклов тематического усовершенствования по вопросам безопасности лекарственной терапии в нашем исследова- нии отметили 91% фармацевтических работников и 79% врачей. Результаты проведенного нами исследования показали, что перспективными направлениями в создании и эффек- тивном функционировании системы фармаконадзора на уровне каждого ЛПУ являются: введение в штат лечебного учреждения врача-клини- ческого фармаколога; назначение уполномоченного лица по фармаконадзо- ру; внедрение форм-извещений о НПР в качестве учетной формы в амбулаторные карты/истории болезни; обучение всех сотрудников ЛПУ основам рациональ- ной фармакотерапии и фармаконадзору; проведение семинаров, круглых столов, клинических разборов и конференций на уровне ЛПУ, посвящен- ных вопросам безопасности лекарственной терапии с привлечением сотрудников кафедр клинической фар- макологии вузов; обучение пациентов основам безопасного примене- ния лекарств в рамках школ (по диабету, артериальной гипертензии и т.п.), а также путем выпуска санбюллете- ней и буклетов для потребителей ЛС. Только совместные усилия и ответственность каждого специалиста здравоохранения позволят повысить без- опасность лекарственной терапии и качество оказывае- мой пациентам помощи.
×

About the authors

T. E Morozova

I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Ministry of Health of the Russian Federation

119991, Russian Federation, Moscow, ul. Trubetskaia, d. 8, str. 2

E. N Hoseva

I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Ministry of Health of the Russian Federation

Email: e.hoseva@mail.ru
119991, Russian Federation, Moscow, ul. Trubetskaia, d. 8, str. 2

T. B Andruschishina

I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Ministry of Health of the Russian Federation

119991, Russian Federation, Moscow, ul. Trubetskaia, d. 8, str. 2

O. A Vartanova

I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Ministry of Health of the Russian Federation

119991, Russian Federation, Moscow, ul. Trubetskaia, d. 8, str. 2

References

  1. Безопасность лекарственных средств: неблагоприятные реакции на лекарства. Информационный бюллетень ВОЗ № 293, Октябрь 2008 г./http://www.who.int/ mediacentre/factsheets/fs293/ru/ (17.02.2013).
  2. Федеральный закон от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (в ред. Фед. законов от 27.07.2010 №192-ФЗ, от 11.10. 2010 №271-ФЗ, от 29.11.2010 №313-ФЗ).
  3. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. №757н «Об утверждении порядка мониторинга безопасности лекарственных препаратов, регистрации побочных действий, серьезных нежелательных реакций, непредвиденных нежелательных реакций при применении лекарственных препаратов для медицинского применения».
  4. Письмо Росздравнадзора от 02.04.2012 г. №04U-232/12 «По предоставлению сведений о нежелательных реакциях на лекарственные препараты».
  5. Письмо Росздравнадзора от 11.04.2012 г. №04U-266/12 «О срочном предоставлении сведений о летальных нежелательных реакциях на лекарственные препараты».
  6. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. №757н «Об утверждении порядка мониторинга безопасности лекарственных препаратов, регистрации побочных действий, серьезных нежелательных реакций, непредвиденных нежелательных реакций при применении лекарственных препаратов для медицинского применения».
  7. Письмо Росздравнадзора от 02.12.2008 №01И-752/08/http://roszdravnadzor.ru/ medicines/monitor_bezopasnosti_ls/info_letters?year=2008 (17.02.2013).
  8. Электронная версия карты - извещения о НПР/http://www.roszdravnadzor.ru/medicines/monitor_bezopasnosti_ls/2956 (17.02.2013)
  9. Обновленная версия Извещения о побочном действии, нежелательной реакции или отсутствии ожидаемого терапевтического эффекта лекарственного средства. от 21.06.2011/http://www.roszdravnadzor.ru/medicines/monitor_bezopasnosti_ls/2956 (17.02.2013)
  10. Приказ Минздрава РФ от 22.10.2003 №494 «О совершенствовании деятельности врачей - клинических фармакологов».
  11. Хосева Е.Н., Морозова Т.Е., Андрущишина Т.Б. Осведомленность врачей широкой клинической практики о безопасности лекарственной терапии. Military and political sciences in the context of social progress. Military, political, medical, pharmaceutical sciences. Odessa: InPress, 2012; p. 123-5.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Consilium Medicum

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС77-63969 от 18.12.2015. 
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия
ЭЛ № ФС 77 - 69134 от  24.03.2017.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies