Эрготерапия в реабилитации неврологических пациентов
- Авторы: Мальцева М.Н.1,2,3, Шмонин А.А.1,2,4, Мельникова Е.В.1,5,4, Иванова Г.Е.6
-
Учреждения:
- ГБОУ ВПО Первый Санкт-Петербургский медицинский университет им. акад. И.П.Павлова Минздрава России
- СПб ГБУЗ Городская больница №26
- АНО Сообщество поддержки и развития канис-терапии
- ФГБУ Северо-Западный федеральный медицинский исследовательский центр им. В.А.Алмазова Минздрава России
- ГБОУ ВПО Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И.Пирогова Минздрава России
- Выпуск: Том 18, № 2.1 (2016)
- Страницы: 59-60
- Раздел: Статьи
- Статья опубликована: 17.02.2016
- URL: https://consilium.orscience.ru/2075-1753/article/view/95163
- ID: 95163
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Полный текст
Эрготерапевтические методики в реабилитации - это лечение физических или психических нарушений путем использования специфически выбранной деятельности, с помощью которой человек может достичь максимального уровня функционирования во всех аспектах жизни. Кроме того, существенной частью работы эрготерапевта являются анализ нарушений повседневной деятельности (активности и участия), анализ факторов среды и их модификация с целью улучшения качества жизни пациента [1]. В Европе, Канаде и США эрготерапия - самостоятельная дисциплина, которой обучают 3-5 лет по программам бакалавриата и специалитета. Термин «эрготерапия» (оccupational therapy) был принят впервые в 1930-е годы в Англии. Активное становление эрготерапии при поддержке правительства произошло в США и странах Центральной Европы после Первой мировой войны. Катастрофическое сокращение популяции трудоспособных мужчин вызвало необходимость привлекать к труду инвалидов и, соответственно, уделить внимание их реабилитации. Термин «оccupational» переводится как «занятость». Однако занятость в современной эрготерапии не равна трудотерапии в отечественном понимании. Трудотерапия является лишь частью и одним из вариантов эрготерапии, и это не механический бесцельный труд, а деятельность, выполняемая на рабочем месте пациента, деятельность, осмысленная и оплачиваемая работодателем. Занятость в эрготерапии - не только труд на рабочем месте, это работа для поддержания жизни и достоинства, занятие любимым делом, учеба и отдых. Все эти виды деятельности эрготерапевты считают одинаково важными для психического и физического здоровья человека, и все эти виды деятельности могут быть использованы для терапевтических (реабилитационных) целей [2]. Суть использования целенаправленной деятельности для реабилитации заключается в следующем. Во- первых, в процессе выполнения привычных, осмысленных и востребованных действий пациент восстанавливает навыки самообслуживания, работы или иных необходимых ему занятий. Во- вторых, такая деятельность способствует восстановлению функций организма. Например, восстанавливая навыки мытья посуды или рук, пациент и восстановит необходимый в быту навык, и улучшит функции кисти. В-третьих, получив возможность заниматься привычным делом в стационаре, пациент отвлекается от мыслей о болезни. Эрготерапия не является разновидностью лечебной физкультуры, психологической или педагогической методикой, но сочетает в себе элементы многих необходимых для работы с пациентом дисциплин. Это междисциплинарная методика с единой идеологией, в центре которой потребности пациента быть активным, функциональным, приспособленным и удовлетворенным жизнью. Цель эрготерапевта - не сделать человека абстрактно здоровым, не выявить и вылечить отдельные нарушения, о которых он, возможно, и не знал и совершенно не беспокоился. Цель эрготерапевта - решить те проблемы деятельности, которые беспокоят пациента, мешают его приспособлению, выполнению нужной ему деятельности и комфортному проживанию в привычной среде. Эрготерапевт - специалист, который помогает пациенту быть максимально самостоятельным и возвращает его к привычному укладу жизни, несмотря на ограничения функционирования (двигательные, когнитивные и т.п.). Для достижения цели он оценивает деятельность (активность и участие) пациента, среду окружения, разрабатывает план эрготерапевтического вмешательства, вовлекает пациента в терапевтическую деятельность, способствует восстановлению функций и (или) приспособлению к дисфункциям, адаптирует среду окружения, в рамках своей задачи подбирает технические средства реабилитации. Этих целей невозможно достичь, не делая интересы пациента и сотрудничество с ним центральной точкой работы. Поэтому эрготерапия является пациент- центрированной методикой. Пациент эрготерапевта - не пассивный получатель реабилитационных услуг, а активный участник процесса, сотрудник реабилитационной бригады и инструмент эрготерапии. Ведущая роль потребностей пациента отражена и в шкалах эрготерапевтической оценки. Наиболее используемая в эрготерапии Канадская шкала оценки деятельности (СОРМ) представляет собой полуструктурированное интервью, посредством которого сам пациент может определять проблемы повседневной деятельности и оценивать свой уровень функционирования (в рамках возможной коммуникации). Шкала оценивает отдельно выполнение деятельности, удовлетворение от выполнения и важность разных видов деятельности для клиента. Оцениваемая деятельность подразделяется на самообслуживание, продуктивную деятельность и досуг. К самообслуживанию относятся: гигиенический и другой уход за собой; результативная мобильность; уборка среды проживания; адаптация среды проживания своими силами; социальный уход за собой (участие в жизни общества, общение с друзьями). К продуктивной деятельности относят любую осознанную деятельность, приносящую результаты, удовлетворяющие личность. Это могут быть работа оплачиваемая или волонтерская, ведение домашнего хозяйства, обучение, игра. К понятию «досуг» относят спокойный отдых (чтение книг, настольные игры), активную рекреацию (не спорт, умеренные физические нагрузки, прогулки), социализацию (знакомства, дружба, общение). Таким образом эрготерапевт может оценить все нарушения деятельности во всех значимых для клиента областях жизни. Это дает возможность сконцентрироваться на той проблеме, которая более всего волнует пациента, к тому же пациент изначально вовлекается в процесс как активный участник. Также эрготерапевт может проводить тестирование отдельных видов деятельности и дисфункций, которые препятствуют выполнению деятельности. При работе эрготерапевта в лечебном учреждении такая оценка проводится дважды, на 1 и 2-й день. Результаты оценки суммируются. Такой подход дает возможность более объективно оценить проблему, так как в 1-й день оценки пациент может не выполнять деятельность из-за стресса, острой боли или иных причин, но выполнит на следующий день. И наоборот, на 2-й день после тестирования, например, движения в суставах, боль может усилиться и оценка ухудшится. В некоторых случаях, например, при работе с детьми, при снижении когнитивных функций или психическом расстройстве, эрготерапевт использует для оценки наблюдения за свободной деятельностью пациента. По сложившейся десятилетиями практике эрготерапевт - член мультидисциплинарной бригады специалистов по реабилитации. Он активно сотрудничает со всеми специалистами, участвующими в реабилитации пациента. Успешному сотрудничеству способствует междисциплинарность знаний эрготерапевта и то, что в эрготерапии рутинно используется Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ). Работая в рамках мультидисциплинарной бригады, эрготерапевт является тем специалистом, который в наибольшем объеме оценивает факторы среды и участие по МКФ. Специалист по эрготерапии обязан проводить вмешательство с учетом всего получаемого пациентом лечения и манипуляций, соответственно, он должен быть в курсе всех назначений и режима дня пациента или клиента. Эрготерапевт может решать как общие задачи нормализации жизни пациента во всех аспектах, так и сконцентрироваться на узком виде деятельности, например, проблемах коммуникации или проблемах функционирования кисти [3]. Отечественная практика применения эрготерапии показывает ее функциональность на всех этапах реабилитации - от палат реанимации и интенсивной терапии (ПРИТ) до амбулаторной. В ПРИТ эрготерапевт занимается сенсорной стимуляцией и профилактикой сенсорной депривации, а также переключением пациента на доступную ему продуктивную активность. В отделении ранней реабилитации и на втором этапе реабилитации эрготерапевт занимается восстановлением повседневной деятельности, включая самообслуживание, или адаптацией пациента к имеющимся дисфункциям. В амбулаторной практике эрготерапевт восстанавливает домашнюю или трудовую деятельность пациента, участвует в подборе технических средств реабилитации и помогает модифицировать среду окружения, если она имеет характер барьера для деятельности пациента [4]. Хочется отметить, что, хоть отечественная эрготерапевтическая практика пока сильно уступает западной, в последнее время появляется тенденция к структуризации деятельности эрготерапевтов и включению эрготерапии в систему реабилитационных мероприятий. Это дает перспективу дальнейшего развития эрготерапии и использования мирового опыта на благо российских пациентов.Об авторах
Мария Николаевна Мальцева
ГБОУ ВПО Первый Санкт-Петербургский медицинский университет им. акад. И.П.Павлова Минздрава России; СПб ГБУЗ Городская больница №26; АНО Сообщество поддержки и развития канис-терапии
Email: nimmaria@mail.ru
канд. тех. наук, д-р вет. наук, доц. кафедры психологии и педагогики ФПО ГБОУ ВПО Первый СПбГМУ им. акад. И.П.Павлова, психолог 3-го неврологического отд-ния для больных с ОНМК СПб ГБУЗ ГБ №26, дир. АНО Сообщество поддержки и развития канис-терапии 197022, Россия, Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, д. 6/8
Алексей Андреевич Шмонин
ГБОУ ВПО Первый Санкт-Петербургский медицинский университет им. акад. И.П.Павлова Минздрава России; СПб ГБУЗ Городская больница №26; ФГБУ Северо-Западный федеральный медицинский исследовательский центр им. В.А.Алмазова Минздрава России
Email: langendorff@gmail.com
канд. мед. наук, ассистент каф. неврологии и нейрохирургии с клиникой, доц. каф. физических методов лечения и спортивной медицины ГБОУ ВПО Первый СПбГМУ им. акад. И.П.Павлова, мл. науч. сотр. ФГБУ СЗФМИЦ им. В.А.Алмазова, невролог реанимационного отд-ния для больных с ОНМК СПб ГБУЗ ГБ №26 197341, Россия, Санкт- Петербург, ул. Аккуратова, д. 2
Елена Валентиновна Мельникова
ГБОУ ВПО Первый Санкт-Петербургский медицинский университет им. акад. И.П.Павлова Минздрава России; ; ФГБУ Северо-Западный федеральный медицинский исследовательский центр им. В.А.Алмазова Минздрава России
Email: melnikovae2002@mail.ru
д-р мед. наук, проф. каф. неврологии и нейрохирургии, каф. физических методов лечения и спортивной медицины ГБОУ ВПО Первый СПбГМУ им. акад. И.П.Павлова, зам. глав. врача - рук. регионального сосудистого центра ФГБУ СЗФМИЦ им. В.А.Алмазова 197341, Россия, Санкт- Петербург, ул. Аккуратова, д. 2
Галина Евгеньевна Иванова
ГБОУ ВПО Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И.Пирогова Минздрава России
Email: reabilivanova@mail.ru
д-р мед. наук, проф., зав. каф. медицинской реабилитации ФДПО, зав. отделом медико-социальной реабилитации НИИ ЦВПИ ГБОУ ВПО РНИМУ им.Н.И.Пирогова 117997, Россия, Москва, ул. Островитянова, д. 1
Список литературы
- Department of National Health and Welfare & Canadian Association of Occupational Therapists. (1986). Intervention guidelines for the client - centred practice of occupational therapy (H39-100/1986E). Ottawa, ON: Department of National Health and Welfare.
- Engel J.M. Physiotherapy and ergotherapy are indispensable. Concrete prescription of remedies - without recourse. Z Rheumatol 2012; 71 (5): 369-80. doi: 10.1007/s00393-011-083.
- Bureck W, Illgner U. Handergotherapy for rheumatic diseases and the special importance of hand surgery. Z Rheumatol Rev 2014; 73 (5): 424-30, 432-3. doi: 10.1007/s00393-013-1342-3. 65-8.
- Мальцева М.Н., Шмонин А.А. Эрготерапия в социальной и медицинской реабилитации. Непрерывное образование взрослых. Материалы международного форума. Под ред. В.В.Беличенко, С.В.Кривых. СПб: ИННОВА, 2015; с. 331-9.
Дополнительные файлы
