Vol 10, No 6 (2008)

Articles

Vedenie zhenshchin s serdechno-sosudistym riskom v perii postmenopauze: konsensus rossiyskikh kardiologov i ginekologov

Chazova I.E., Smetnik V.P., Balan V.E., Zaydieva Y.Z., Maychuk E.Y., Mychka V.B., Kirichenko A.A., Podzolkov V.I., Podzolkova N.M., Yureneva S.V.

Abstract

Перименопауза – это период пременопаузы плюс один год после менопаузы – последней самостоятельной менструации в жизни женщины, длительность постменопаузы составляет в настоящий момент примерно 30–40% от ее общей продолжительности. К концу прошлого столетия существенно изменились не только продолжительность, но качество и образ жизни женщин в целом. Наиболее тяжелыми и частыми заболеваниями современных женщин старшего возраста признаны ишемическая болезнь сердца (ИБС), остеопороз и деменция. Вследствие большей продолжительности жизни женщин по сравнению с мужчинами (в России эта разница составляет около 12 лет, в развитых странах мира – около 6–8 лет), у них выше вероятность развития сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) и связанной с ними инвалидности и смертности. Важнейшими причинами инвалидности у женщин являются мозговой инсульт (МИ) и хроническая сердечная недостаточность (ХСН), развившиеся на фоне артериальной гипертензии (АГ). Приоритетной целью Европейского общества кардиологов является улучшение качества жизни населения, что во многом связано с сокращением ССЗ и смертности. Эта цель, безусловно, является главной и для членов Всероссийского научного общества кардиологов (ВНОК).
Consilium Medicum. 2008;10(6):5-18
pages 5-18 views

Sovremennoe organosokhranyayushchee lechenie miomy matki

Tikhomirov A.L., Grishin G.P., Lubnin D.M., Zinin D.S., Kocharyan A.A.

Abstract

Подходы к органосохраняющему лечению миомы матки стали разрабатывать параллельно с созданием радикальных методов лечения этого заболевания, однако это направление всегда несколько отставало и имело мало сторонников. В настоящее время органосохраняющее лечение миомы матки становится одним из приоритетных направлений. В целом это вполне закономерный процесс, обусловленный как развитием современных лечебных технологий, так и возрастающей потребностью женщин в решении репродуктивных проблем.
Consilium Medicum. 2008;10(6):19-23
pages 19-23 views

Novye podkhody k terapii postmenopauzal'nogo osteoporoza

Smetnik V.P.

Abstract

Остеопороз – заболевание скелета, для которого характерно снижение прочности кости и повышение риска переломов. Прочность кости отражает интеграцию двух главных характеристик – минеральной плотности кости и качество кости (архитектоника, обмен, накопление повреждений, минерализация) [1]. Частота остеопороза в последние десятилетия постоянно увеличивается. При денситометрическом обследовании лиц в возрасте 50 лет и старше в соответствии с критериями ВОЗ остеопороз в России выявлен у 30,5–33,1% женщин и у 22,8–24,1% мужчин. При населении 145 167 тыс. человек (данные переписи 2002 г.) число больных остеопорозом составляет более 10 млн [2, 3]. Одна из трех женщин и один из пяти мужчин этой возрастной группы имеют остеопороз. Аналогичные показатели распространенности остеопороза у женщин отмечены среди белого населения Северной Америки и ряда стран Западной Европы [4]. Социальная значимость остеопороза определяется его последствиями – переломами позвонков и костей периферического скелета, обусловливающими значительный подъем заболеваемости, инвалидности и смертности среди лиц пожилого возраста и, соответственно, большие материальные затраты в области здравоохранения.
Consilium Medicum. 2008;10(6):23-27
pages 23-27 views

Genital'nyy gerpes i beremennost'

Nikonov A.P., Astsaturova O.R.

Abstract

Как и в большинстве случаев других заболеваний, передаваемых половым путем (ЗППП), частота генитального герпеса значительно увеличилась в последние годы. По данным американских исследований, 30 млн взрослых в США страдают рецидивирующим генитальным герпесом, и каждый год регистрируется еще примерно 500 000 новых случаев инфицирования. Таким образом, у каждого пятого жителя США обнаружены серологические признаки предшествующей инфекции вирусу простого герпеса типа 2 (ВПГ-2). Однако только у 5% населения имеются клинические проявления, характерные для генитального герпеса, в остальных случаях он протекает субклинически или бессимптомно. В табл. 1 представлены последние сероэпидемиологические данные по распространенности ВПГ-2. В подавляющем большинстве (80%) случаев он является возбудителем генитального и неонатального герпеса; в 20% случаев причиной заболевания является ВПГ-1. Частота обнаружения ВПГ-2 значительно варьирует в зависимости от ряда факторов (возраст, характер половой жизни, социально-культурный уровень населения и т.д.). Так, у подростков моложе 15 лет серопозитивные результаты составляют менее 1%, в то время как среди пациенток клиник, специализирующихся по ЗППП, а также среди проституток они составляют 46–57%. У беременных специфические антитела к ВПГ-2, например в США, выявляются в среднем в 20–30% случаев, т.е. у каждой четвертой женщины. Обычно герпетическая инфекция, протекающая доброкачественно, может приобретать и крайне тяжелые формы, особенно если она развивается на фоне иммунодефицитного состояния, приобретенного или физиологического, как это происходит в случае с новорожденными. Именно это обстоятельство определяет особый интерес к проблеме генитального герпеса во время беременности. Инфицирование новорожденного ВПГ от матери происходит достаточно редко и, по последним данным, составляет примерно 1 (0,02%) случай на 5000 родов, т.е. сотые доли процента. Но параллельно с общим увеличением инфицированности населения ВПГ-2 идет увеличение частоты и неонатального герпеса; за последние 25 лет она увеличилась в 10–20 раз (табл. 2). Кроме того, даже несмотря на относительную редкость неонатального герпеса, тяжесть его проявлений и неблагоприятный прогноз для новорожденного делают весьма актуальной разработку рациональных подходов к диагностике, лечению и в особенности профилактике этого крайне серьезного заболевания.
Consilium Medicum. 2008;10(6):27-31
pages 27-31 views

Urogenital'nyy kandidoz u beremennykh

Flaks G.A., Ostrovskaya P.Y., Kantin O.M., Syuch N.I., Korsunskaya I.M.

Abstract

Актуальность проблемы вагинального кандидоза в акушерстве обусловлена высокой частотой развития осложнений беременности (невынашивание, мертворождение), риска антенатального и интранатального инфицирования плода [5, 6], а также развитием гнойно-воспалительных осложнений в послеродовом периоде. Гибель плодов и новорожденных колеблется от 17 до 36% от общего показателя перинатальной смертности [7, 8]. Несмотря на то что грибы рода Candida не являются возбудителями эндометрита, они существенно снижают колонизационную резистентность слизистой оболочки влагалища, что способствует дополнительному заселению его условно-патогенной флорой, которая может стать причиной восходящей инфекции. Именно поэтому кандидозная инфекция во время беременности, протекающая с выраженными изменениями микробиоценоза влагалища, практически всегда бывает смешанной [3]. Изолированная кандидозная инфекция практически не встречается, а если имеются клинические признаки воспаления слизистой оболочки влагалища, то "моноинфекция" в принципе исключается. Возможно, в результате всех совокупных причин данная инфекция у беременных женщин, как правило, носит рецидивирующий характер, плохо поддается обычным методам лечения и представляет большие трудности для врачей-акушеров и гинекологов, создает серьезную угрозу здоровью матери, плода и будущего ребенка.
Consilium Medicum. 2008;10(6):31-33
pages 31-33 views

Tsitomegalovirusnaya infektsiya i beremennost'

Nikonov A.P., Astsaturova O.R.

Abstract

Цитомегаловирус (ЦМВ) является возбудителем одной из наиболее распространенных в мире вирусных инфекций, которая обычно протекает бессимптомно. Клиническая манифестация заболевания с возможным развитием крайне тяжелых форм происходит очень редко и только у пациентов с иммунодефицитными состояниями приобретенного (СПИД, цитостатическая, иммуносупрессивная терапия и т.д.) или физиологического характера, что свойственно, например, для новорожденных. Именно последнее обстоятельство и предопределяет особый интерес к проблеме ЦМВ-инфекции во время беременности.
Consilium Medicum. 2008;10(6):34-37
pages 34-37 views

Rezul'taty ispol'zovaniya antimikrobnoy terapii u beremennykh zhenshchin, imeyushchikh urogenital'nuyu patologiyu vospalitel'nogo geneza

Pestrikova T.Y., Yurasova E.A., Tkachenko V.A., Kirilenko I.D.

Abstract

У 65–82% женщин при исследовании материала урогенитального тракта выявляется разная патологическая микрофлора (чаще инфекции, передаваемые половым путем), нередко без каких-либо признаков воспаления. Всегда ли нужно лечить выявленную урогенитальную инфекцию, особенно в I триместре беременности? От чего зависит проникновение инфекции к плоду, и в какие сроки беременности это наиболее вероятно? Каковы результаты лечения в разные триместры беременности? [1] Ответы на эти вопросы для современной перинатологии являются актуальными и социально значимыми. О значимости проблемы свидетельствуют данные по структуре перинатальной смертности, в которой инфекционные заболевания обусловливают от 11 до 45% потерь плода. Мертворождаемость при наличии инфекционной патологии достигает 14,9–16,8%, перинатальная смертность при беременности, осложненной инфекцией, – 6,57–6,77% [2–4]. В этой связи поиск рациональных способов лечения заболеваний урогенитального тракта воспалительного генеза, направленных на снижение частоты перинатальных потерь, является социально значимым решением данной проблемы. На основании изложенного нами были проанализированы результаты использования антимикробной (этиотропной) терапии у беременных женщин, имеющих урогенитальную патологию воспалительного генеза, в разные сроки гестационного периода.
Consilium Medicum. 2008;10(6):38-41
pages 38-41 views

Sovremennye vozmozhnosti profilaktiki i lecheniya venoznoy nedostatochnosti vo vremya beremennosti

Budanov P.V., Aslanova P.A.

Abstract

Наиболее часто в качестве проявления хронической венозной недостаточности (ХВН) рассматривают варикозную болезнь вен нижних конечностей. Однако, ХВН развивается значительно раньше появления варикозного расширения вен. Принимая во внимание, что заболеваемость ХВН у женщин более высока и достигает 40%, несложно представить высокую частоту скрытых проблем и высокий риск осложнений, связанных с данной патологией у женщин. Кроме того, у женщин, особенно во время беременности, возникают дополнительные факторы риска развития венозной недостаточности. К ним относят более широкий таз с большим перегибом вен конечностей при впадении их в тазовые вены, переполнение тазовых вен кровью во время беременности. Тонкостенные вены у женщин имеют «слабую опору» со стороны окружающих мягких тканей. Венозная система нижних конечностей испытывает максимальную нагрузку во время беременности. Ведущими факторами являются изменение гормонального фона, увеличение объема циркулирующей жидкости, сдавление вен маткой, повышение массы тела.
Consilium Medicum. 2008;10(6):42-45
pages 42-45 views

Patogeneticheskaya terapiya kandidoznogo vul'vovaginita

Tikhomirov A.L., Sarsaniya S.I.

Abstract

Международная классификация болезней Х пересмотра (International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems 10th Revision Version for 2006) не относит урогенитальный кандидоз к инфекциям, передаваемым преимущественно половым путем, и различает следующие заболевания, вызванные дрожжеподобными грибами рода Candida: • В37.0 Кандидоз • В37.3 Кандидоз вульвы и вагины (N77.1) • Кандидозный вульвовагинит • Монилиальный вульвовагинит • Вагинальная молочница • В37.4 Кандидоз других урогенитальных локализаций • Кандидозный баланит • Кандидозный уретрит Классификацию вульвовагинального кандидоза по CDC см. в табл. 1. Эпидемиология Эпидемиологические данные являются недостаточными. Это связано с тем, что кандидозный вульвовагинит (КВВ) нередко диагностируется без использования микроскопических и культуральных методов исследования, поэтому примерно у половины женщин, которым поставлен такой диагноз, имеет место другое заболевание; а также с тем, что в последнее время широко распространены антимикотические средства, которые пациентки приобретают без назначения врача. Все это может затруднять проведение эпидемиологических исследований как в настоящее, так и в последующее время, несмотря на то что истинная частота КВВ за последние 10 лет почти увеличилась в 2 раза.
Consilium Medicum. 2008;10(6):50-54
pages 50-54 views

Vlagalishchnaya gormonal'naya kontratseptsiya (obzor literatury)

Nazarova N.M., Kostava M.N., Mezhevitinova E.A., Rogovskaya S.I.

Abstract

В настоящее время наиболее эффективным методом предупреждения нежелательной беременности является гормональная контрацепция (ГК), основанная на использование синтетических аналогов женских половых гормонов. На данном этапе развития контрацепции гормональные противозачаточные средства представлены веществами разного химического состава и отличаются формами и способами введения в организм: эстроген-гестагенные препараты с разными дозами гормонов и чистые прогестины для перорального применения, инъекционные препараты, рилизинг-системы подкожные, внутриматочные, влагалищные и трансдермальные [3, 11, 13]. Степень их предпочтения определяется такими факторами, как возрастные особенности и желание женщины, наличие генитальной и экстрагенитальной патологии, определенные жизненные и клинические ситуации (после родов, аборта) и т.д. Важными факторами также являются быстрота восстановления фертильности после отмены контрацептива, хороший контроль менструального цикла, простота и удобство применения для женщины, что в свою очередь повышает мотивацию женщины к применению контрацептивов. Комбинированные пероральные контрацептивы (КОК) являются наиболее востребованными препаратами.
Consilium Medicum. 2008;10(6):58-62
pages 58-62 views

Problema ozhireniya i zdorov'e zhenshchiny

Prilepskaya V.N., Tsallagova E.V.

Abstract

В соответствии с имеющимися на сегодняшний день данными ожирение представляет собой гетерогенную группу расстройств, имеющих в большинстве своем невыясненную этиологию. Хотя предложено несколько классификаций ожирения, но ни одна из них не является универсальной. В прошлом ожирение было принято подразделять на эндогенное или экзогенное. Однако работа Sims (1985 г.) показала, что уровень наших знаний недостаточен для применения такой классификации. В недавно проведенных исследованиях было предложено деление ожирения на гиперпластически-гипертрофический и гипертрофический типы в зависимости от особенностей распределения адипоцитов в организме. Как правило, у лиц с гиперплазией и гипертрофией адипоцитов ожирение начинается в детстве и прогноз в отношении снижения массы тела хуже. Ожирение, развивающееся в более старшем возрасте, обычно характеризуется гипертрофией адипоцитов без их гиперплазии. Если рассматривать важность определения типа ожирения в отношении женского населения, то исследования McKeown и Record (1997 г.), в которых была обнаружена склонность к увеличению массы тела после беременности (гипертрофическое ожирение), позволили предположить, что у женщин с гипертрофическим типом ожирения вероятность доказанной фертильности более высока, чем у женщин с гипер-ожирением. Риск развития сопутствующих ожирению заболеваний в значительной степени определяется особенностями отложения жировой ткани в организме. Наиболее неблагоприятным является абдоминальный тип ожирения, сочетающийся, как правило, с комплексом гормональных и метаболических факторов риска. Также, в настоящее время, абдоминальное ожирение рассматривается как один из основных компонентов метаболического синдрома.
Consilium Medicum. 2008;10(6):64-68
pages 64-68 views

Osteoporoz: rol' alendronata v lechenii i profilaktike zabolevaniya

Toroptsova N.V.

Abstract

В настоящее время выделяют два основных типа остеопороза – первичный и вторичный. К первичному остеопорозу относят возрастзависимые потери костной массы и остеопатии неясного генеза (идиопатический, ювенильный). Вторичный остеопороз можно разделить на две большие подгруппы: остеопороз, обусловленный основным заболеванием, например ревматоидным артритом, и остеопороз, возникший в результате проводимого лечения (ятрогенный). В первом случае необходимо установить основное заболевание, симптомом которого является остеопороз, во втором должна быть проанализирована терапия, которая, возможно, привела к его развитию. Наиболее часто встречается первичный остеопороз, который делится на постменопаузальный и сенильный.В течение долгого времени препаратами выбора при развитии постменопаузального остеопороза были эстрогены, так как заместительная гормональная терапия (ЗГТ) не только предотвращает потери костной массы у женщин в постменопаузе, но и увеличивает ее у 95% пациенток. Эпидемиологические данные подтверждают, что использование эстрогенов снижает риск переломов позвонков, шейки бедра и предплечья.В настоящее время наибольшее применение в клинической практике получил препарат алендронат (алендроновая кислота или 4-амино-1-гидроксибутилиден-бисфосфоновая кислота), относящийся к азотсодержащим БФ, механизм действия которых связан с ингибицией мевалонатного пути синтеза холестерола за счет ингибирования фарнезилпирофосфатсинтетазы.
Consilium Medicum. 2008;10(6):68-72
pages 68-72 views

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies